Юридическое поле вакцинации

В свете вакцинации против коронавируса часто возникают споры – могут ли работодатели сделать прививку для сотрудников обязательной. Кипрская юридическая фирма Michael Kyprianou LLC рассмотрела общие темы о правомерности тех или иных действий, связанных с иммунизацией: главная из них – неопределенность по поводу того, кто понесет ответственность, если прививка, сделанная по настоянию работодателя, станет триггером опасных последствий для здоровья.

Быть или не быть

Конвенция о труде в морском судоходстве гарантирует минимальные стандарты безопасности моряков, в том числе предусматривает обязательства в отношении получения медицинских справок, а также оказания врачебной помощи на борту и на берегу. При этом КТМС не содержит конкретного положения о вакцинации.

Однако Андрия Кулуми из фирмы Michael Kyprianou LLC считает, что «прививка – разумный шаг, поскольку иммунизация могла бы позволить вернуться к нормальному рабочему режиму».

Так, если бы работодатель провел оценку риска и пришел к выводу, что вакцинация является лучшим способом контроля распространения Covid-19, то теоретически ее можно сделать обязательной и обосновать это требованиями охраны и гигиены труда. Тем не менее, на данный момент, судовладельцы не имеют права принуждать моряков к иммунизации против коронавируса – ни одно постановление или указ не сделало вакцинацию обязательной.

– Самое главное, что согласно европейским законам о защите прав пациентов, каждый имеет право отказаться от любого медицинского вмешательства или прервать его. В то же время, обязанность разъяснить пациенту последствия такого отказа возлагается на медицинского работника, – отмечает Андрия Кулуми.

Работа по-новому

Однако судовладельцы могут прибегнуть к другому законному способу, включив требование о вакцинации против коронавируса в условия трудового договора. Многие, кстати, уже давно практикуют условие, согласно которому моряки обязаны делать определенные прививки, требующиеся в странах прибытия судна, например, против желтой лихорадки.

Кроме того, судовладельцы могут рассмотреть вариант внесения дополнительных положений, касающихся вакцинации сотрудников от Covid-19,  во внутренний трудовой распорядок, политику компании или правила работы.

– Однако важно учитывать, что любое новое требование, обязывающее сотрудников проходить иммунизацию, должно быть обоснованно, то есть связано с конкретным рабочим местом, – подчеркивает Андрия Кулуми. – Например, оно может считаться таким, если сотрудник работает в сфере здравоохранения или вынужден часто контактировать с людьми. В этом случае правило об обязательной прививке будет соответствовать обязанности работодателя – обеспечить безопасные условия труда.

Что касается морских перевозок, то необходимость подобного требования – под вопросом, особенно в случаях, когда моряки напрямую не контактируют с населением и принимают меры предосторожности. Учитывая это, судовладельцы не могут рассчитывать на то, что положение об обязательной вакцинации будет правомочным. Прежде чем вводить  подобное положение, компании должны подумать  о потенциальных последствиях в отношении соблюдения прав человека.

Если все же судовладелец примет решение об обязательной вакцинации, то важно предусмотреть возможность предоставления морякам разумной альтернативы, например, разрешать не прошедшим иммунизацию членам экипажей уходить в неоплачиваемый отпуск, когда риск заражения особенно высок.

Кроме того, для сотрудников, которые не могут пройти вакцинацию по состоянию здоровья или из религиозных убеждений, работодатели должны предусмотреть отдельные места для проживания и обеспечить защиту их коллег. Если такой возможности нет, то судовладелец имеет право списать работника при условии соблюдения всех договорных обязательств.

Ответственность за вакцинацию

В связи с вакцинацией возникает и вопрос ответственности. Согласно действующим в сфере морских перевозок законам и конвенциям, моряки должны иметь доступ к медицинской помощи и быть финансово защищены от последствий болезни, травмы или смерти, связанных с выполнением трудовых обязанностей. Другими словами, если судовладелец требует, чтобы член экипажа сделал прививку против Covid-19, она должна быть бесплатной, а ответственность за обеспечение препаратом лечь на работодателя. Более того, судовладелец также несет ответственность за любые расходы, связанные с болезнью или неблагоприятными последствиями для здоровья, которые могут возникнуть после вакцинации.

Тем не менее, ситуация может быть иной в том случае, если моряк сделал прививку по личному желанию. Однако и тут возникает вопрос – что делать, если по пути на судно, во время рейса или в процессе репатриации у моряка возникнут проблемы со здоровьем из-за качества вакцины или нежелательной реакции на нее.

– Нужно действовать как в любой другой ситуации, когда моряку в период контракта  требуется медицинская помощь, то есть работодатель обязан обеспечить своему сотруднику медицинскую помощь, – отмечает Андрия Кулуми.

В Российском профсоюзе моряков подчеркивают: уже сейчас становится понятно, что отрасли предстоит проделать серьезную работу, чтобы предоставить членам экипажей и судовладельцам эффективное практическое руководство, как поступать в неоднозначных ситуациях, связанных с пандемией Covid-19.

Источник: insurancemarinenews.com

Перевод ЦИА РПСМ