18 сентября – Международный день равной оплаты труда

В этом году впервые в мире отмечается День равной оплаты труда. Несмотря на то, что Международная организация труда приняла Конвенцию о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд  почти 70 лет назад –  в 1951 году, во всех частях света женщины до сих пор получают меньше, чем мужчины: гендерный разрыв в оплате труда в мире составляет 23%, причем сокращается он очень медленно. Гендерное равенство и расширение прав и возможностей женщин и девочек по-прежнему не обеспечиваются в полной мере из-за сохраняющегося исторического и структурного неравенства в соотношении сил между женщинами и мужчинами, неравного доступа к ресурсам. При этом расширение прав и возможностей женщин играет важнейшую роль в ускорении экономического роста и содействии социальному развитию, и, наоборот, бедность женщин, особенно тех, кто в условиях нужды воспитывает следующее поколение, ведет к застою в социальном прогрессе.
Несмотря на то, что Российская Федерация – одна из первых стран, ратифицировавших Конвенцию МОТ № 100, приняла на себя обязательства по достижению Целей устойчивого развития, в том числе гендерного равенства, разрыв в оплате труда остается заметным. Согласно данным Росстата за 2019 год, разница в среднемесячной заработной плате мужчин и женщин составляет 27,9%. А обратное соотношение среднемесячных зарплат (зарплата мужчин к зарплате женщин) показывает, что заработная плата женщин должна вырасти на 38,7%, чтобы сравняться с заработной платой мужчин.
При этом позиции России в рейтинге индекса гендерного разрыва по версии Всемирного экономического форума постоянно ухудшаются. Согласно докладу 2020 года, страна заняла в нем 81-е место, спустившись с 75-го места в 2018 году. По результатам исследования «Женщины, бизнес и закон 2020», в котором Всемирный банк ежегодно анализирует национальные законодательства, влияющие на уровень экономической свободы и положение женщин, Россия в 2019 году заняла 122-е место из 190, потеряв предыдущую более высокую позицию (116-е место из 187).
В связи с этим Конфедерация труда России, в которую входит Российский профсоюз моряков, подготовила доклад и тематические комментарии о применении Конвенции МОТ № 100 и оценке мер по сокращению гендерного разрыва в оплате труда. Эти материалы будут представлены КТР в ближайшее время. В них особое внимание уделяется взаимосвязанным препятствиям на пути реализации на практике в России принципа равной оплаты труда. В их числе, например:

– ограниченность данных официальной статистики о средней зарплате женщин и мужчин;

– недостаточность существующих законодательных норм для обеспечения соблюдения принципа равной оплаты на практике;

– отсутствие общих критериев определения ценности труда работников и несогласованность систем оплаты труда, используемых работодателями различных отраслей;

– сохранение тенденции признания за работодателем права по своему усмотрению определять размер заработной платы, которая будет выплачена работникам;

– сохранение, хотя и в сокращенном варианте, списка профессий и должностей, труд женщин на которых запрещен;

– недооценка труда в феминизированных отраслях, таких как здравоохранение, образование, социальная сфера;

– меньший заработок у женщин на руководящих позициях, непропорциональная представленность в руководстве феминизированных отраслей и низкая представленность в высокодоходных видах деятельности;

– «штраф» за материнство, повышенный объем семейных обязанностей, возложенных на женщин, недостаточный уровень социального обеспечения;

– отсутствие эффективного реагирования на множественные виды дискриминации, вредные стереотипы и практики, включая гендерное насилие и харассмент в сфере труда.

Конфедерация труда России призывает правительство, работодателей, профсоюзы на деле демонстрировать приверженность принципу равной оплаты труда женщин и мужчин, предпринимать систематические и целенаправленные усилия по сокращению гендерного разрыва в оплате труда.
Отметим, что неравенство есть практически во всех трудовых сферах, в том числе – в судоходной отрасли. Работа моряка, например, считается достаточно прибыльной и престижной, однако число женщин в этой сфере крайне мало, а тех, кто добирается до высоких должностей, можно пересчитать по пальцам. Тому есть много причин, в том числе – нежелание многих судовладельцев устраивать на судно женщин, сравнительно недавнее начало обучения девушек на морских специальностях, предубежденное отношение коллег, которое, наравне с другими факторами, делает работу на борту для женщин менее привлекательной, и другие причины. Отсутствие равной оплаты труда тесно переплетается с множеством других трудностей, с которыми женщинам приходится сталкиваться при трудоустройстве и на рабочем месте.

 

По материалам КТР