Суэцкий канал – вне конкуренции?

Maersk отправит свое контейнерное судно «Venta» для сбора данных с Арктического морского пути. В то же время китайский т/х «Tian En» вскоре завершит свой вояж через льды, его прибытие к берегам Франции назначено на среду. Несмотря на вспыхнувший интерес к Северному морскому пути или, как в случае с Китаем, Полярному шелковому пути, традиционный маршрут через Суэцкий канал еще долго не утратит свою популярность, уверены эксперты.

Компания Maersk в своем пресс-релизе о предстоящем плавании объясняет, что хочет собрать данные и опробовать маршрут. Это вовсе не означает, что Maersk намеревается уйти с Суэцкого канала. Напомним, что контейнеровоз «Venta» с рыбой и электронными товарами из Южной Кореи станет первым контейнеровозом, который пройдет Арктическим морским путем. Судно отправится из Южной Кореи в Санкт-Петербург.

Северный морской путь пролегает от Мурманска, у границы России с Норвегией, до Берингова пролива у Аляски, для прохода по нему иностранных судов требуется разрешение российских властей. Поэтому именно Россия стремится к тому, чтобы этот путь стал новым Суэцким каналом. Теперь конкуренцию РФ здесь хотел бы составить Китай. На фоне интереса к новому маршруту, который, если говорить о следовании в Европу, в среднем на 12 дней короче традиционного, некоторые начали утверждать, что дни Суэцкого канала сочтены. Хотя фактор времени и на стороне Арктики, а изменение климата (таяние льда, что позволяет легче проходить путь) сыграло в пользу этого маршрута, исследования показывают, что Суэцкий канал не потеряет популярность в ближайшие годы. Время – не единственный фактор, который учитывают судоходные компании.

Эксперт Тор Вергеланд, отвечая на вопросы журналистов Egypt Today, отметил, что есть три пути вычислить наиболее выгодный маршрут. Первый – подсчитать все транспортные расходы по каждому из них, чтобы получить стоимость транспортировки 1 тонны. Второй – подсчитать стоимость запуска регулярного движения по определенному пути. Третий – сосредоточить внимание на разнице в стоимости альтернативных маршрутов.  Таким образом, исследования показывают, что хотя время в пути по Арктическому маршруту может быть и меньше, но требуется больше затрат на его прохождение, таких, как, например, ледокольная проводка судов. Именно поэтому представитель Maersk говорит, что сегодня проход через Арктику возможен только 3 месяца в год. В морских милях путь через Суэцкий канал и Индийский океан действительно длиннее Северного морского пути, но это не означает, что проход по последнему будет стоить меньше, так как тяжелая ситуация на воде требует дополнительных усилий. Необходимость расчистки пути приводит к необходимости найма дополнительных судов, что несет расходы на их фрахт. Исследования показывают, что на одно судно с грузом потребуется как минимум два сопровождающих. Таким образом, сэкономленная от сокращения времени в пути сумма будет потрачена на организацию сопровождения, так как без таких помощников существует опасность застрять во льдах, что выльется в миллиарды расходов для судоходных компаний или страховщиков. Поэтому, пожалуй, единственный положительный фактор, который пока есть у северного маршрута, – отсутствие очереди.