ФАС выступила против создания единой государственной лоцманской службы

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) не поддержала внесение изменений в Кодекс торгового мореплавания РФ, предполагающие создание единой государственной лоцманской организации и введения ограничения на оказание лоцманских услуг частными компаниями. Об этом говорится в письме главы антимонопольной службы Игоря Артемьева, которое было направлено помощнику президента, начальнику государственно-правового управления Ларисе Брычевой 27 апреля.

«Полагаем, что введение законодательных ограничений на оказание лоцманских услуг частными компаниями не столько может привести к ограничению конкуренции, сколько ограничить предложение таких услуг для судовладельцев и поставить морские порты в зависимость от эффективности/неэффективности работы единой лоцманской службы», – говорится в письме,  по сообщению ТАСС.

Глава регулятора указывает, что наличие независимых лоцманов в порту исключает ситуации, когда суда не могут зайти или выйти из порта из-за отсутствия доступных в нужное время лоцманов.

«Действующая система функционирования лоцманских организаций снижает коррупционные риски. Кроме того, положительно сказывается на пропускной способности морских портов, для импорта и экспорта продукции, что особенно критично во всех условиях кризиса", - отмечает Артемьев.

Однако государственный морской лоцман, лоцманский командир СПб, президент Ассоциации морских лоцманов России с 1995 г., к.ю.н. Владимир Егоркин считает иначе.

«Совершенно очевидно, что увеличение количества лоцманских организаций в порту не увеличивает поступление лоцманского сбора, но уменьшает эффективность его использования. Побеждает в этой «конкурентной борьбе» не совершенствование процесса лоцманской проводки путем инвестирования лоцманского сбора в техническое оснащение лоцманской организации, а только механизм получения более выгодных заказов, который у частников отлажен значительно лучше. Искусственное создание конкурентного рынка в сфере лоцманской проводки судов ведет к нанесению ущерба государственной функции обеспечения безопасности мореплавания в морских портах, деградации лоцманских организаций в целом по стране, увеличивает вероятность угрозы экологической катастрофы в непосредственной близости от густонаселенных районов и «консервирует» невозможность «компетентной лоцманской власти» (Минтранс России) хоть как-то влиять на ситуацию», – сказал Владимир Егоркин.

Он добавил, что из 67 морских портов частные лоцманские компании получают сверхдоходы в 15 морских портах и нефтяных терминалах, отчисляя в бюджет минимально возможные платежи, а все нерентабельные проводки в стране осуществляет государственный Росморпорт. Такое регулирование сферы лоцманской проводки со стороны ФАС создает аномальную ситуацию, когда государственная организация, покрывая убыточность по лоцманской деятельности, вынужденно дотирует прибыль хозяев частных лоцманских компаний.

Напомним, Госдума может рассмотреть законопроект о создании единой государственной лоцманской службы в июле. Законопроект, предполагающий изменения к Кодексу торгового мореплавания (КТМ), внесли члены Совета федерации Сергей Митин, Виктор Павленко, Людмила Талабаева и Татьяна Гигель.

По материалам morvesti.ru