Забастовка – инструмент для профсоюзов

Когда его нет, отсутствует равенство сторон работодателя и рабочих, что прямо влияет на рост благосостояния последних. И надо понимать, что позиции профсоюзов в России ослаблены фактически запретительной процедурой объявления забастовок, что закреплено на законодательном уровне. 

Бастуют все! 

На прошлой неделе во Франции прошла общенациональная забастовка. Ее инициаторами выступили профцентры: Всеобщая конфедерации труда (CGT) и Всеобщая конфедерация труда – Рабочая сила (CGT-FO). Основные требования, которые рабочие выдвинули правительству страны, – отказ от пенсионной реформы, предусматривающей введение балльной системы расчета пенсий и повышение пенсионного возраста с 62 до 64 лет, и возврат 60-летнего возрастного порога выхода на заслуженный отдых. На национальную стачку в защиту своих интересов вышли все: учителя, врачи, летчики, железнодорожники, работники городского транспорта, даже адвокаты и полицейские.

В Испании в конце лета авиакомпания «Iberia» отменила 104 рейса, а перевозчик «Vueling» – 92 рейса из-за акций протеста наземного персонала в Мадриде и Барселоне. Рабочие требовали улучшения условий труда. Буквально через несколько дней их примеру последовали бортпроводники «RyanAir»: из-за их забастовки пассажиры 12-ти рейсов не смогли улететь по запланированным маршрутам.  

Один из последних ярчайших примеров – когда в середине ноября в Финляндии в поддержку всего 700 работников почтовых служб, часть которых хотели перевести под действие нового трудового коллективного соглашения, разгорелась общенациональная забастовка. На защиту прав почтовиков встала вся страна: в протестной акции в том числе приняли участие моряки, блокировавшие прием посылок службы «Posti» на борт паромов, ролкеров, грузовых и пассажирских судов, совершающих международные рейсы. 

К действиям Финского профсоюза моряков (FSU) присоединились профсоюз публичного сектора и сферы благосостояния (JHL) и профсоюз железнодорожников (RAU), которые остановили движение товарных поездов на два дня, а профсоюз работников авиационной отрасли (IAU) прекратил сортировать почту в аэропортах. Позже почтовиков поддержали профсоюз сферы услуг и профсоюз электриков. В итоге 27 ноября руководители службы «Posti» и бастующие почтовики смогли прийти к соглашению, а 29 ноября министр по делам местного самоуправления и управления собственностью Финляндии Сирпа Паатеро ушла в отставку. Вслед за ней прошение об отставке президенту страны подал премьер-министр Финляндии Антти Ринне. 

В России до введения в действие нынешнего Трудового Кодекса (ТК РФ) в 2002 году, когда действовали законы о ведении коллективных трудовых споров и не было забастовочных ограничений, тоже существовало достаточно широкое протестное движение:  ежегодное количество забастовок измерялось тысячами, а количество участников акций – сотнями тысяч. Сейчас этого нет: наше законодательство не дает людям шансов бороться за свои права. 

Другими словами, в России последовать примеру европейских профсоюзов не получится: организация легальной забастовки в нашей стране – дело практически невыполнимое.

«Мы поддерживаем вас и ваши требования»

Тем временем, право поддержать коллег у нас пока не отняли. Так, Конфедерация труда России выразила солидарность с трудящимися Франции. Президент КТР Борис Кравченко направил письмо в адрес генерального секретаря CGT Филиппа Мартинеса и генерального секретаря CGT-FO Ива Веирье. В нем говорится, что КТР выражает солидарность со всеми трудящимися против пенсионной реформы и повышения пенсионного возраста, а также политики, ведущей к обнищанию населения и росту общественного неравенства.

– Мы поддерживаем вас и считаем требования об отмене пенсионной реформы и возврате 60-летнего порога выхода на пенсию справедливыми, – говорится в письме от имени КТР. – Наступление на социальные права трудящихся сегодня происходят по всему миру. Мы солидарны с позицией, что краеугольным камнем системы перераспределения общественного богатства должна стать социальная справедливость и пришло время положить конец политике жесткой экономии.

Лидер КТР пожелал профсоюзам и трудящимся Франции успеха в борьбе. В письме подчеркивается: «Мы уверены, что благодаря стойкости и способности к коллективным действиям вы сможете отстоять свои права и заставить французское правительство отказаться от своих планов».

«У нас это может превратиться в бунт – бессмысленный и беспощадный»

Так совпало, что на прошлой неделе, когда Франция бастовала, глава Правительства РФ Дмитрий Медведев провел пресс-конференцию, на которой была затронута тема летних акций в Москве. Он отметил: «В целом протесты вызвали мощный запрос на справедливость, и этот запрос вылился в том числе в различные акции. Само по себе, наверное, это нормально. Но такие проблемы невозможно решить ни на площади, ни в соцсетях. Там можно заявить о своем мнении, но это должно быть в рамках закона. Французские «желтые жилеты» у нас теоретически могут превратиться в бунт – бессмысленный и беспощадный, и об этом государство должно думать. В то же время любая юридически разрешенная активность, в том числе связанная с выражением своей позиции, допустима и необходима, и государство должно эти настроения улавливать». 

Тема экономического роста на пресс-конференции Дмитрия Медведева тоже прозвучала. По его словам, в этом году он ожидается от 1,3 до 1,5% ВВП. «Бюджет сейчас профицитный, ожидаем, что профицит будет в районе 1,8% ВВП – неплохой запас прочности. Но значительная часть работы впереди. Рост есть, но не такой, как нам нужен. Во-первых, надо снизить административные барьеры. Имею в виду так называемую регуляторную гильотину. Но при этом нужно не совершать ошибок и ни в коем случае не трогать льготы. Второе – это деловой климат, вроде, он стал лучше, но не идеален. Мы наметили ряд шагов, включая совершенствование законодательства. Например, говорим о законопроекте, который позволит по-новому регулировать инвестиционные проекты».

Россиянам – возможность самим бороться за свое благосостояние 

По мнению заместителя председателя Российского профсоюза моряков (РПСМ) Игоря Павлова, благосостояние населения или уровень жизни нельзя связывать с экономическим ростом. Например, рост ВВП России в 2017 и 2018 гг. ежегодно составлял 1,5%, вместе с тем доходы населения снижались: в 2017 году падение составило 1,5%, в 2018 году – 0,2%. При этом, по данным Росстата, заработная плата якобы растет 7% темпами. «Можно привести массу примеров, когда вся прибыль достается хозяевам предприятий, а зарплата трудящихся при этом не повышается, тогда никакой речи о росте благосостояния идти не может, – уверен он. – Трудящимся и профсоюзам России нужно дать возможность бороться за свою заработную плату, как делают это, например, в Финляндии и Франции,  – только так можно добиться справедливого распределения прибыли».

Отметим, что по данным Росстата, в России в среднем в год регистрируется 2-3 забастовки с  численностью участников до 500 человек. Это отнюдь не означает, что люди в России живут лучше, чем в Европе. Это обусловлено тем, что наше законодательство не позволяет трудящимся законным образом бороться за свои права. Правительство осознает и признает этот факт. Так, на одной из встреч с членами комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин сказал: «Я, например, счастлив, что у нас, по большому счету, сложная процедура забастовок. Не дай бог иметь мягкую процедуру забастовок, и мы с вами здесь будем подпрыгивать и не совещаться по этому поводу, а будем ездить по стране и гасить различные конфликты».  

– Российскому правительству не стоит бояться того, что у нас забастовка может перерасти в стихийный бунт, – продолжает Игорь Павлов. –  Дайте нам возможность самим вести диалог с работодателями и бороться за собственную зарплату, тогда мы начнем жить лучше. Законодательства Финляндии и Франции это своим гражданам позволяют, потому там – достаточно высокий уровень жизни. Например, судовладельцы боятся заходов в финские порты, ведь там на законных основаниях профсоюзы моряков и докеров могут бойкотировать любое судно, если на нем не соблюдаются права членов экипажей. Таких примеров полно. При этом местным профсоюзам даже не обязательно, чтобы от кого-то из экипажа поступила жалоба. Финское трудовое законодательство позволяет профсоюзам смело реагировать на любую социальную несправедливость. Если у нас такого права не будет, ожидать повышения благосостояния не стоит.