Правительству РФ пора сделать шаг к восстановлению судовых аптечек

В руководстве отмечено, что все суда должны иметь на борту аптечку, содержащую медицинские изделия и инструментарий, а также последние инструкции по применению и дозировкам. Что касается наличия на борту лекарственных средств, то всем судам следует комплектовать свои аптечки таким образом, чтобы учитывались особенности регионов предстоящих рейсов, тип операций и количество человек на борту. На всех судах дедвейтом более 500 тонн в дополнение к любым другим требованиям в машинном отделении и на камбузе в распоряжении членов экипажа должны находиться обычные аптечки первой помощи, доступные в свободной продаже. Кроме того, суда, в том числе  пассажирские, на борту которых находятся 100 и более человек и которые регулярно выполняют международные рейсы продолжительностью более трех дней, могут работать только с квалифицированным врачом, ответственным за оказание медпомощи.

При этом если речь идет о мобильных морских буровых установках и морских плавучих установках, требование о враче может считаться выполненным, если на борту есть такой специалист, а в пределах досягаемости вертолета находятся береговые медицинские службы и учреждения. В таких случаях точный перечень медикаментов, медицинских изделий и инструментария определяет владелец или оператор судна исходя из рекомендаций квалифицированного врача.

В ситуациях, когда суда работают без врача, RMI требует, чтобы при определении содержимого аптечки руководствовались соответствующими инструкциями в зависимости от категории судна, которые Всемирная организация здравоохранения определила специально для этих целей. В этом случае набор медикаментов и их количество могут отличаться в зависимости от маршрута судна, видов работ и количества людей на борту.

Суда, включая паромы, перевозящие опасные грузы, в дополнение должны соблюдать требования Международного кодекса морской перевозки опасных грузов (IMDG Code) и Руководства по оказанию первой медицинской помощи при несчастных случаях, связанных с опасными грузами (MFAG). Однако если опасный груз не попал в последнее издание MFAG, то информация о характере этого вещества, рисках, средствах индивидуальной защиты, соответствующих медицинских манипуляциях и конкретных противоядиях должна содержаться в правилах охраны труда и техники безопасности, доступных для моряков.

В RMI отмечают, что существует высокий риск возникновения неотложной медицинской помощи на борту любого пассажирского судна, даже если оно совершает круиз продолжительностью всего в несколько часов. Для оказания медицинской помощи  пассажирам судов этого типа, особенно ро-ро, на борту обязательно нужно иметь так называемый аварийный медицинский комплект.

Пока Маршалловы острова озабочены вопросами медицины на судах под своим флагом, в России содержимое судовых аптечек до сих пор не определено, а если учесть, что институт судовых врачей в нашей стране давно ликвидирован, то морякам их отсутствие  может стоить здоровья и даже жизни.

Между тем КТМС, которую Россия ратифицировала в 2012 году, уделяет особое внимание медицинскому обслуживанию моряков, в том числе выдвигает требования по составу судовой аптечки и медицинскому оборудованию, а также к определению порядка их инспектирования (Стандарт А 4.1). В общих чертах – судовая аптечка должна комплектоваться и пополняться с учетом типа судна, количества моряков борту, характера района плавания и продолжительности рейса. Однако в нашей стране до сих пор не создано ни одного нормативного документа, регулирующего формирование судовых аптечек на судах под российским флагом, из-за чего царит полнейшая неразбериха: например, судовладельцы не могут закупать на судно сильнодействующие обезболивающие средства, поскольку в нашей стране отсутствует порядок использования таких препаратов на борту. Между тем в соответствии с международными нормативными документами в аптечке эти лекарства обязательно должны присутствовать.

– Во-первых, такие упущения могут грозить проблемами при проверках портового контроля, – отмечают в Российском профсоюзе моряков. – Во-вторых, это заставляет моряков идти на хитрости. Например, из-за существующих запретов морякам, нуждающимся в определенных медикаментах, приходится искать альтернативные выходы.

Добавим, что РПСМ всегда поддерживает рекомендации и нововведения, направленные на улучшение качества жизнь моряков на борту судна, а по вопросам, связанным со здоровьем, особенно. Но сегодня про судовую аптечку можно смело сказать, что это – ахиллесова пята российского морского здравоохранения.

– Поэтому правительству необходимо в срочном порядке разработать и утвердить перечень медикаментов, который будет соответствовать требованиям Конвенции о труде в морском судоходстве и рекомендациям Всемирной организации здравоохранении, – добавляют в РПСМ. – Это станет важным шагом к восстановлению здравоохранения на российских судах.

По материалам Safety4sea

Перевод ЦИА РПСМ