МФТ и РПСМ предупреждают о моряков о рисках работы под удобными флагами

Международная федерация транспортных рабочих (МФТ) выпустила очередное предупреждение для моряков, касающееся работы под удобными флагами (FOC). По данным МФТ, в мире существует 35 удобных флагов, предоставляющих судовладельцам упрощенные условия регистрации и эксплуатации судов. Что абсурдно, некоторые из этих государств даже не имеют выхода к морю, такие как Боливия, Монголия и Молдова. Для моряков же работа под такими флагами грозит нарушением трудовых и социальных прав. Именно поэтому МФТ уже не первый год проводит кампании против удобных флагов и призывает профсоюзы всех стран присоединиться к ним.

На сегодняшний день масштабы использования удобных флагов в мире достигли рекордного уровня: под ними ходит больше половины всех судов мирового торгового флота. Основой для определения стран, предоставляющих удобный или дешевый флаг, служат критерии, среди которых:

облегчённая процедура регистрации судна и её аннулирование;

отсутствие (или малые суммы) налогообложения на доходы от эксплуатации судов;

разрешение на свободное комплектование судна иностранным экипажем;

незначительный тоннаж флота национальных судовладельцев при стремлении страны получать тоннажный сбор, который значительно пополняет государственную казну.

– Моряки, которые работают на таких судах, зачастую испытывают давление со стороны судовладельца, лишены основополагающих прав, не получают зарплату и страдают из-за отсутствия снабжения. Все это происходит из-за того, что регистры FOC не применяют даже минимальные социальные стандарты, поэтому они и становятся столь привлекательными для недобропорядочных судовладельцев, – отмечают в МФТ.

Бороться с этим приходится национальным профсоюзам. Под эгидой МФТ они проводят Недели действий против удобных флагов, целью которых является защита моряков независимо от их национальности от произвола судовладельцев и обеспечение достойных условий труда в рейсе. Российский профсоюз моряков принимает участие в кампании каждый год, но число моряков, идущих под удобные флаги, не иссякает.

– Мы защищаем интересы моряков всеми силами, но они и сами хороши. То ли их юридическая безграмотность, то ли надежда на «авось» заставляет их отправляться на заработки как угодно далеко без надлежаще оформленных контрактов. Или подписывать контракты на явно дискриминационных условиях. При этом судовладелец объясняет морякам, что маленькая зарплата по контракту – это для минимизации налоговых расходов, а на самом деле моряк будет получать в пять-шесть раз больше. Вот только это существенное добавление ни в одном документе не зафиксировано. И моряки, даже не проверяя, есть ли на судне коллективный договор, ведутся на эту устную договоренность, с которой потом ни в какую правоохранительную структуру обратиться невозможно, – говорит председатель профкома первичной профсоюзной организации моряков Владивостока РПСМ, инспектор ITF Пётр Осичанский.

Результатом борьбы с FOC является заключение коллективных договоров. Только с ними моряки могут рассчитывать на полную защиту своих социальных и трудовых прав.