Вернуться к прежней модели ротации экипажей

Прошел месяц, как Международная федерация транспортников запустила кампанию «Довольно!», чтобы привлечь внимание правительств к появлению беспрецедентной проблемы для морской отрасли – ограничение на ротацию экипажей по всему миру, а также помочь тысячам моряков списаться с судов и вернуться домой. И два месяца с тех пор, когда МФТ и Объединенная переговорная группа работодателей в сфере морских перевозок (JNG) указали правительствам на последний период реализации протоколов Международной морской организации по безопасной смене экипажей.

​​В результате предпринятых усилий произошел некоторый позитивный сдвиг – 13 стран признали моряков ключевыми работниками и обязались ввести визовые, пограничные и карантинные льготы для моряков, но в целом правительства сделали слишком мало для того, чтобы использовать предоставленные инструменты для смены моряков по всему миру.

– Сотни тысяч работников по-прежнему не могут прекратить работу и вернуться домой, – отмечают в МФТ. – И основными причинами остаются ограничения на поездки, введенные правительствами для борьбы с распространением Covid-19, и нехватка международных рейсов. Так, по оценкам Международной палаты судоходства (ICS), по меньшей мере, 400 тысяч моряков пострадали из-за кризиса. Это касается как тех, кто находится в ловушке на борту, так и ожидающих посадки на суда. Поэтому без возврата к успешной модели ротации экипажей вырастет число утомленных моряков, увеличится риск катастроф. Срочные действия необходимы прямо сейчас – только так мы избежим трагедий

По оценке МФТ, основанной на последних данных с судов, работающих по договорам IBF, в настоящее время во всем мире на местах застряли около 300 тысяч членов экипажей и столько же моряков  можно считать безработными. То есть кризис затронул порядка 600 тысяч специалистов.

Да, есть страны, которые уже сделали немало: так, администрация Канады предоставила морякам возможность смены с минимальным риском для местного населения. Великобритания сыграла важную роль в процедуре ротации, даже несмотря на то, что в стране мало моряков. В МФТ надеются, что объявленный в июле зеленый коридор на Филиппинах тоже станет эффективным способом смены работников флота.

Но этого недостаточно. Нужен шаг навстречу от таких стран, как Австралия, Китай, Индия, Россия и Украина. В связи с этим МФТ продолжает кампанию «Довольно!». В ее рамках федерация и ее членские профсоюзы оказывают членам экипажей поддержку в реализации их права на прекращение работы по завершении контракта, лоббируют национальные правительства для принятия мер по снятию ограничений на передвижение моряков для работы, а также отслеживает любые попытки запугивания моряков.

К слову, с угрозами столкнулся экипаж т/х «Bourbon» (флаг Либерии). По словам председателя первичной профсоюзной организации моряков г. Владивостока Российского профсоюза моряков Петр Осичанского, судно стоит на рейде порта Находка после задержания портовыми властями из-за долгов перед морякам и истекших контрактов.
– Греческий судовладелец оказывает сильнейшее давление на капитана судна, призывая взять курс на Гонконг или Манилу, где обещает репатриацию и деньги. В противном случае обещает бросить судно в Находке, и тогда украинские моряки останутся без средств к существованию в чужом порту, а «Bourbon» ждет продажа, – рассказывает председатель профкома. – Но мы четко объяснили экипажу, что нужно стоять на своем и получить в Находке всю задолженность в размере $116 тысяч сразу, иначе, если моряки пойдут на поводу у работодателя, своих денег они не увидят.
Именно во  избежание таких ситуаций по всему миру МФТ призывает правительства предпринять срочные меры.
По материалам itfglobal.org и sur-vl.ru