«В идеале стоит отказаться от виз»

По долгу службы члены экипажей торговых судов посещают различные страны мира, и при этом вынуждены получать визы практически на тех же основаниях, что и обыкновенные туристы. В особенности это касается стран Шенгенского соглашения: порой просто получить документ недостаточно, сложности могут возникнуть и при заезде в Шенгенскую зону. Так, если моряк заблаговременно получил визу одной страны, а в последний момент поменялся порт посадки на судно, что случается довольно часто, то волей-неволей ему придется нарушить так называемое правило «страны въезда», из-за чего впоследствии ему могут в оформлении визы отказать.

Первым шагом для решения этой проблемы стало предложение Российского профсоюза моряков упростить членам экипажей процедуру выдачи шенгенских виз и продлить их максимальный срок действия до пяти лет. Этот вопрос был поднят еще на VII Съезде РПСМ в ноябре 2011 года. Инициативу направили на рассмотрение Европейской комиссии, но столь ожидаемые перемены до сих пор не наступили.

– На этот вопрос отчасти повлияла современная политическая ситуация. Кризис в отношениях с Европой и санкции – все это неблагополучно сказывается  и на моряках. При этом нельзя забывать, что дело основывается не только на политике, но и на коммерции: кому то эта напряженность принесла доходы, а кому-то – одни убытки. Чтобы правительства приняли во внимание нашу точку зрения, необходимо привлечь на свою сторону судовладельцев: показать им, что кадры, которые выпускают российские морские вузы, действительно достойны того, чтобы за них побороться, – говорит заместитель председателя РПСМ Вадим Иванов. – В целом же РПСМ выступает за то, чтобы морякам вовсе не приходилось делать визы, как это было еще при Советском Союзе, когда вместо УЛМ у членов экипажей был паспорт моряка. На сегодняшний день в идеале стоит отказаться от виз и использовать исключительно УЛМ и судовую роль.

Однако пока в отрасли желания вернуться к упраздненной системе не наблюдается: Международная организация труда (МОТ) старается модернизировать удостоверения личности моряка (УЛМ) в надежде привлечь большее количество стран к этой инициативе – летом прошлого года в силу вступили поправки к Конвенции МОТ № 185 «Об удостоверениях личности моряка». Так, изменения затронули формат документа, который теперь должен соответствовать стандартам, одобренным Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) – с расширенной биометрией. Эта задача потребует полного технического переоснащения, что может отпугнуть страны от ратификации конвенции. Да и от оформления визы наличие УЛМ не освобождает.

– Каждая страна самостоятельно устанавливает пограничные правила для моряков. Например, в США члену экипажа, чтобы сойти на берег, надо заблаговременно открыть визу. Более того, во многих станах моряки не имеют права передвигаться по территории порта – если члены экипажа хотят выйти за его пределы, то за ними подъезжает машина и отвозит до проходной, где моряки выходят в город либо по пропуску, выданному миграционной службой, либо по загранпаспорту. И без этих документов, даже при наличии УЛМ, покинуть судно члены экипажа не смогут, – говорит председатель Балтийской территориальной организации РПСМ Александр Бодня.

Очевидно, что даже с новыми поправками УЛМ не сможет освободить моряков от необходимости оформлять визы и использовать загранпаспорта. Для этого нужно будет менять миграционную политику. А вот суматоха по поводу переоформления УЛМ в соответствие с нововведениями начнется однозначно.