Мурманское морское пароходство должно своим работникам 91,2 млн рублей

Это самый крупный долг по заработной плате в Мурманской области по состоянию на 10 октября 2019 года. Как следует из информации Федеральной службы по труду и занятости, представленной на площадке  Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений  23 октября, 514 работников ММП до сих пор не могут получить причитающиеся им выплаты.

Причину такой крупной задолженности списывают на тяжелое финансовое положение, вызванное совокупностью разных факторов. Это  свыше 70 млн задолженности перед налоговыми органами, неисполнение обязательств контрагентами, долги по кредитам перед ПАО «Сбербанк» , в залоге у которого находится практически все имущество пароходства,  экономический кризис, а также аресты, наложенные на расчетные счета и пароходы компании.

Так, в настоящее время из 11 имеющихся в ММП судов четыре арестованы и находятся в иностранных портах: «Северная земля» – порт Авилес (Испания), на борту 14 членов экипажа; «Всеволод Белецкий» – порт Халдия (Индия), на судне 4 моряка;  «Заполярье» – порт Мортиль (Испания), здесь «застряли» 8 членов экипажа; «Хатанга» стоит в польской Гдыне – 9 членов экипажа, на борту находятся три моряка, их максимальный срок пребывания на судне превышен. ММП ждет ответ от властей порта на свой запрос о возможности сокращения численности экипажа. Если ответ будет отрицательным, придется срочно готовить моряков на замену.

При этом на всех перечисленных пароходах ожидается замена членов экипажа. Как это пароходство намерено сделать – большой вопрос, ведь на репатриацию моряков  и смену экипажа тоже нужны деньги . Хотя «добровольцы», входящие в тяжелое положение судовладельца, как ни странно, все-таки находятся.

Вопрос по заработной плате пытались решить на разных уровнях, в курсе ситуации Роструд, проведший по этому поводу с апреля 2018 г. порядка двухсот проверок в пароходстве, однако странным образом не заметивший того обстоятельства , что из почти 400 высвобожденных  менее чем за год работников плавсостава ни  один из них не был уволен по сокращению штата, а исключительно почти все – по собственному желанию .  Хорошо осведомлены о положении дел в пароходстве  Главный федеральный инспектор по Мурманской области при  правительстве региона, прокуратура  Мурманской  области. Однако дело не может сдвинуться с мертвой точки. Положение по задолженности по-прежнему остается очень напряженным. Именно поэтому вопрос был вынесен на повестку РТК.

Как предполагается, следующий шаг должно сделать областное правительство: вместе с уполномоченным представителем ММП, а также другими заинтересованными сторонами в лице основных кредиторов и службы судебных приставов,   оно должно разработать антикризисный план и на следующем заседании РТК рассказать, как идет его реализация. В свою очередь Роструду вместе с Росморречфлотом рекомендовано держать ситуацию на особом контроле.

Также стоит отметить, что в 2018 году  по ч. 2 ст. 145.1 УК РФ привлечен к уголовной ответственности  бывший руководитель пароходства А. М. Брынцев  в виде штрафа в размере 200 000 рублей. В настоящее время расследуется уголовное дело по ч. 1 ст. 145.1 УК РФ в отношении еще одного директора ММП А. А. Глазунова. Член совета директоров  Н. В. Куликов задержан Северо-Западным следственным управлением на транспорте СК РФ. Он подозревается в злоупотреблении полномочиями (ч. 2 ст. 201 УК РФ) и выведении со счетов ММП свыше 500 млн рублей.

Между тем, как следует из справки, предоставленной на РТК председателем Комитета по труду и занятости населения Мурманской области, в настоящее время ведутся переговоры по продаже ММП иностранной компании. Руководство ММП заявляет о ликвидации 70 млн рублей задолженности перед работниками в текущем месяце.

В Российском профессиональном союзе моряков давно следят за положением в ММП, неоднократно через публикации в СМИ профсоюз рассказывал о плачевном положении дел на судах компании, предупреждал моряков хорошо подумать, прежде чем идти работать на теплоходы в качестве сменных экипажей. А в свете того, что все идет к ликвидации предприятия, и учитывая неоспоримый факт, что собственник  Мурманского пароходства также является собственником Северного морского пароходства, где с августа 2018 года отсутствует коллективный договор, есть основание полагать, что и оно может «пойти по стопам» ММП и повторит печальную судьбу своего собрата.

Чтобы этого не произошло, РПСМ попросил представителей Роструда, выступавших с докладом  о ситуации в ПАО «ММП», обратить пристальное внимание на соблюдение трудового законодательства в отношении членов экипажей ОАО «СМП», где в настоящее время Госинспекция по труду  в Архангельской области и Ненецком АО проводит внеплановую проверку в связи с обращением председателя первичной профсоюзной организации плавсостава пароходства Сергея Портенко.

Здесь тоже ситуация непростая. Хотя задолженности по зарплате перед моряками пока  нет, но сопутствующие ей нарушения в части соблюдения законодательства о  режиме труда и  отдыха, несвоевременной репатриации и им подобные в последнее время стали обычным делом. Особое внимание вызывает тот факт, что в отсутствие  вот уже более года коллективного договора, переговоры по которому намеренно затягиваются работодателем - судовладельцем, руководство пароходства вопреки ТК РФ ( ст. 104) в одностороннем порядке продолжает сохранять годичный  период суммированного учета времени, вместо трехмесячного. А ведь это тоже деньги и немалые.