100 лет со дня рождения Тимофея Гуженко

Сегодня, 15 февраля исполняется 100 лет со дня рождения Тимофея Борисовича Гуженко, легендарного министра морского флота СССР, Героя Социалистического труда, одного из основателей крупнейшей в России судоходной компании «Совкомфлот». В его честь компания назвала танкер ледового класса, экипаж которого сегодня в полдень провёл торжественный митинг. Следуя давней морской традиции, память выдающегося человека почтили судовым гудком.

Заслуги Тимофея Гуженко перед отечественным судоходством действительно впечатляющие. Пост министра он занял в 1970-м году, на тот момент морской флот СССР являлся дотационной отраслью. За 16 лет работы он сумел сделать советский флот конкурентоспособным, высокотехнологичным и прибыльным. В результате в 80-х годах Минморфлота по объёму валютных поступлений заняло пятое место в табеле о рангах среди 80 отраслевых министерств и пятое место в мире по дедвейту флота. Достигнуть таких результатов удалось, в том числе, благодаря тому, что Совет Министров СССР при участии Гуженко разрешил Минморфлоту проведение бербоут-чартерных операций и сформировал источники их финансирования. Этот шаг стал основой для создания в 1988 году Акционерного коммерческого предприятия «Совкомфлот».

Тимофей Гуженко участвовал и в развитии арктического судоходства. 17 августа 1977 года экспедиция на атомном ледоколе «Арктика» под его руководством впервые в истории достигла Северного полюса на надводном судне. За этим последовала системная работа по расширению временных рамок арктической навигации, а в районах максимальных грузопотоков (порты Дудинка, Игарка, Анадырь) навигация стала круглогодичной. За успешную экспедицию Тимофей Борисович был удостоен звания Героя Социалистического труда.

За свою жизнь Тимофей Гуженко сделал немало для отечественного флота. Неудивительно, что «Совкомфлот» решил назвать в его честь арктический челночный танкер, предназначенный для транспортировки нефти с отгрузочного причала «Варандей» в Мурманске. Теплоход способен работать в арктических морях в условиях круглогодичной навигации и преодолевать лёд толщиной до полутора метров. Сегодня на этом судне под российским флагом трудятся моряки – члены РПСМ. Год назад профсоюз совместно с СКФ помог закупить для экипажа тренажёры.

Справка: Тимофей Гуженко родился 15 февраля 1918 г.  в деревне Татариново Орловской губернии в семье кузнеца. в 1942 г. Окончил Одесский институт инженеров морского флота, а позже – Ленинградскую Военно-морскую академию кораблестроения и вооружения им. А. Н. Крылова. В годы войны Т.Б. Гуженко работал в Мурманском морском торговом порту, обеспечивая прием полярных конвоев с военными и гражданскими грузами. В послевоенные годы – начальник Холмского, а затем  Корсаковского морских торговых портов. В 1955 г. Т.Б. Гуженко возглавил Сахалинское морское пароходство, став самым молодым (в возрасте 37 лет) начальником пароходства в СССР. С 1966 г. – первый заместитель Министра морского флота СССР, а с 1970 г. – Министр морского флота СССР. Т.Б. Гуженко трудился в этой должности до октября 1986 г. Т.Б. Гуженко был удостоен многих почетных званий: кавалер ордена «За морские заслуги», четырех орденов Ленина, орденов Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, «Знак Почета» и медалей «За трудовую доблесть».