Поправки к правилу 2.5 КТМС применяются на практике

История судна «Bourbon» (номер ИМО  9588407, флаг  Либерии), задержанного властями на рейде порта Находка, должна была бы закончиться в августе, когда всему экипажу была выплачена 3-х месячная задолженность в размере 13 миллионов рублей, а 20 членов экипажа репатриированы в  Украину. Однако профком моряков г. Владивостока РПСМ продолжает заниматься этим пароходом:  «вопрос» по-прежнему не сходит с повестки дня.

В начале сентября в профком поступили звонки от родственников новых членов экипажа, а также от старшего механика многострадального судна. Люди сообщали о невыплате заработной платы, а калининградский стармех утверждал, что судно находится в плохом техническом состоянии. Поскольку «Bourbon»  с 25 августа находился в Маниле, это обращение было направлено инспектору МФТ в Себу с просьбой организовать проверку  инспекторами государственного портового контроля (PSC).  В результате выявления  технических недостатков  судно было задержано. Филиппинские коллеги предоставили профкому г. Владивостока отчет о проделанной  PSC работе.
Согласно этому отчету, «Bourbon»   был задержан в рамках Конвенции о труде в морском судоходстве (КТМС) по причине технических недостатков (не работал дополнительный паровой котел машинного отделения), запрашивалась репатриация, задержка заработной платы составляла свыше двух месяцев.
–  Компания-судовладелец не отвечала на запросы инспекторов PSC, не реагировала на запросы с судна, не обозначила свои намерения устранить все выявленные в результате инспекции недостатки, в частности, выплатить задолженность по зарплате и оплатить все расходы по репатриации в Россию 14 морякам. Налицо все признаки  брошенного судна, – говорит председатель профкома моряков к. Владивостока РПСМ Петр Осичанский. – На этот случай –  случай брошенного владельцами судна, как известно, были приняты поправки 2014 года к правилам 2.5 и 4.2 Конвенции МОТ о труде в морском судоходстве. В силу они вступили 18 января 2017 года. Суть этих поправок состоит в том, что они устанавливают систему финансовых гарантий, предоставляемым морякам в виде необходимой материальной помощи, а именно: адекватное питание, размещение, обеспечение топливом, пресной водой, медикаментами, необходимыми для выживания на борту брошенного судовладельцем судна. Сюда же входят расходы на репатриацию на родину и заработная плата экипажу в размере, не превышающей четырехмесячной задолженности. Система финансовых гарантий приобретает, как правило, форму страхования в силу своей доступности, понятности и широкого распространения среди судовладельцев. Таким образом, конвенция возлагает на судовладельца обязанность страховать свою ответственность перед моряками на случай абандона и все расходы в такой ситуации ложатся на плечи страховой компании.
Что на деле и произошло с теплоходом «Bourbon»:  финансовые гарантии  экипажу предоставляет страховая компания P&I club Swedish. Клуб P&I в настоящий момент ведет переговоры с морской администрацией государства флага  – Либерией, с греческим судовладельцем  Clover Marine Investment Inc.  и фрахтователем Medlink Management с тем, чтобы не допустить реального оставления моряков. В противном случае начнут действовать поправки к правилу 2.5 (Стандарт А2.5.2) КТМС 2006, в соответствии с которыми страховая компания должна будет взять на себя все расходы по заработной плате, смене и репатриации экипажа.

– Возможно, скоро мы станем свидетелями реализации на практике поправок к правилу 2.5 КТМС 2006. И это будет впервые на Дальнем Востоке, – отмечает Петр Осичанский.

Напомним, после замены украинского экипажа на моряков с Дальнего Востока и Краснодарского края 3 августа «Bourbon» покинул Находку, взяв курс на Филиппины. Судно вышло в рейс недоукомлектованным: с 14-ю моряками на борту вместо 21. Тем не менее регистр Либерии выдал разрешение, действовавшее  до 28 августа, на один переход. 

По словам моряков, о проблемах на «Bourbon» они узнали сразу после посадки на судно. Сначала выяснилось, что балкер задерживался из-за невыплаты зарплаты предыдущему экипажу, а после – что он в аварийном состоянии. Члены экипажа рассказывали, что практически весь рейс до Филиппин они боролись с поступающей водой. К счастью, 16 августа «Bourbon» дошел до берегов страны и встал на рейде частного порта Манилы, где проблемы стали нарастать, как снежный ком. Отсутствие электричества на борту, катастрофическая нехватка питьевой воды и продуктов, невыплата зарплаты – все это послужило поводом потребовать от судовладельца немедленного расчета и списания.