РПСМ попросил уточнить нормы, по которым Правительство РФ сможет выдавать разрешение на использование иностранных судов в отдельных видах работ

При принятии новых законов о стимулировании строительства судов на российских верфях, их использовании и комплектации российским оборудованием необходимо избежать правовой неопределенности и непосильных финансовых обременений на судовладельцев. К таким выводам пришли эксперты секции по морскому и речному транспорту при комитете Госдумы по транспорту и строительству, прошедшей 18 ноября. В ее работе принял участие главный правовой эксперт Российского профессионального союза моряков Валерий Нефедов.

Новые нормы отечественного судостроения

Так, суда, которые были построены до принятия постановления правительства РФ № 719, в котором обозначен обязательный объем произведенных в РФ комплектующих, могут быть не допущены к каботажу. Речь идет о законопроекте, касающемся отдельных видов работ, осуществление которых возможно исключительно с использованием судов, построенных на территории РФ.

По мнению судоходного сообщества, это дискриминирует российский флаг и нивелирует эффект от ФЗ № 305 о поддержке судостроения, ведь они работают под флагом РФ, а в их строительство на российских верфях было вложено много средств.

– Для бизнеса на данный момент такой искусственный критерий вреден, так как создает правовую неопределенность, – считают в Российской палате судоходства.

Участники заседания обратили внимание, что требования ПП РФ № 719, которые вступают в силу с 2019 года, могут быть выполнимы, а в позициях, которые подписаны к исполнению с 2022 года, такой уверенности нет.

Правительство же аргументирует свою позицию тем, что законопроект направлен как раз на развитие отечественного судостроения, чтобы не возникало таких ситуаций, когда российская верфь выигрывает конкурс на строительство судна, а потом размещает заказ на зарубежной верфи. «За период с 2012 по 2017 гг. в нашей стране введено в эксплуатацию 1116 судов зарубежного производства, из них 239 предназначены для внутренних водных путей и 877 для морских акваторий», – такую статистику приводит министерство.

В ходе оживленной дискуссии представители судоходного сообщества подчеркивали, что не против импортозамещения в смежных производствах, но эту цель лучше достигать путем принятия отдельной госпрограммы по импортозамещению комплектующего оборудования, и только по мере ее выполнения вводить те или иные запрещающие критерии и нормы.

Когда можно «пускать» в работу «иностранца»?

Тем временем Российский профессиональный союз моряков (РПСМ) попросил уточнить нормы, по которым Правительство РФ сможет выдавать разрешение на использование иностранных судов в отдельных видах работ. Речь идет о законопроекте, касающемся отдельных видов работ, осуществление которых возможно исключительно с использованием судов, построенных на территории РФ.

Главный правовой эксперт РПСМ Валерий Нефедов подчеркнул, что действующая редакция этой нормы, в отличие от предыдущей, не содержит ссылки на наличие случаев  и порядка, при которых Правительство РФ выдает такие разрешения:

– Судя по тому, что в действующей редакции  данной нормы КТМ отсутствует указание на необходимость наличия таких условий и порядка, когда Правительство РФ дает разрешение на плавание иностранных судов в каботаже, такие решения принимаются произвольно, что недопустимо, так как ведет к ущемлениям прав российских судовладельцев и российских моряков, – пояснил Валерий Нефедов. 

Также он обратил внимание, что с учетом требований ТК РФ (ст. 35.1) и ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» этот законопроект необходимо вынести для рассмотрения на площадку РТК, поскольку он, в частности, затрагивает интересы моряков на занятость, создает напряжение на национальном морском рынке труда, а потому нуждается в соответствующей корректировке. Его поддержал президент Российской палаты судоходства Алексей Клявин.

Предполагается, что позицию по обоим вынесенным сегодня на экспертное обсуждение законопроектам определит в ближайшее время профильный комитет Госдумы по транспорту и строительству.

По материалам портала «Морские вести России»