Суда под флагом РФ получили исключительное право на работу в СМП

Суда под российским флагом получили исключительное право перевозить нефтепродукты и газ в акватории Северного морского пути (СМП). Как пишет ТАСС, соответствующий законопроект был принят Госдумой в конце прошлого года.

Закон подразумевает внесение изменений в статью 4 Кодекса торгового мореплавания РФ в части, касающейся каботажа. В соответствии с ними предлагается любые виды деятельности в акватории СМП, включая лоцманскую проводку, перевозку или хранение полезных ископаемых, осуществлять исключительно с использованием судов, плавающих под государственным флагом РФ. Новый закон также устанавливает, что «судно приобретает право плавания под государственным флагом РФ с даты его государственной регистрации, а также может быть зарегистрировано в одном из реестров судов при условии проведения классификации и освидетельствования».

Проект был внесён в Госдуму ещё в августе 2016 года. Тогда он касался только расширения понятия «каботаж» и закрепления за судами под флагом РФ преимущественного права на перевозку и буксировку между морскими портами, а также любыми другими местами, используемыми для погрузки и выгрузки. Ко второму чтению документ был дополнен нормой, согласно которой суда под флагом РФ получили исключительное право на перевозку и хранение углеводородов в акватории СМП. В законопроект также было внесено положение, согласно которому по решению правительства норма об исключительном праве может быть распространена на иные грузы в иных акваториях, если это не противоречит общепризнанным конвенциям и нормам международного права, а также международным договорам РФ.

В правительстве уверены, что предоставление судам под флагом РФ такого исключительного права позволит нарастить объёмы морских перевозок, укрепит позиции отечественных судоходных компаний и создаст дополнительные возможности для обновления принадлежащего им флота. В РПСМ с такой позицией полностью согласны.

– Приоритет в перевозке добываемых полезных ископаемых должен оставаться за российскими судовладельцами и моряками. Компании должны нанимать не менее 80% российских граждан в состав экипажей на тех судах, которые ходят по стратегически важным для страны маршрутам, – говорят в профсоюзе.

Стоит отметить, что объём перевозки грузов по Севморпути в 2016 году превысил максимальные показатели советских времен и достиг рекордных 7,5 млн т. По экспертным оценкам, объём перевозок грузов по СМП к 2020 году может достигнуть 44 млн т, к 2030 году – 70 млн т. Ожидается, что основной объем грузов будет связан с перевозкой энергоресурсов – сжиженного природного газа, нефти, угля, металлов.

 

По материалам ЦИА РПСМ