Новая директива улучшит условия труда моряков

Европейский совет принял директиву, направленную на защиту моряков от недобросовестных судовладельцев. В частности, с её помощью надеются сократить число оставленных экипажей.

Документ, принятый 7 декабря, даёт юридическую силу соглашению между Европейской Ассоциацией судовладельцев (ECSA) и Европейской федерацией транспортных работников (ETF). Звучит витиевато, но, по сути, принятая директива приводит законодательство Евросоюза в соответствие с международными нормами и позволяет учесть поправки к Конвенции о труде в морском судоходстве, вступившие в силу в январе этого года. Они касаются обязательных финансовых гарантий судовладельцев по репатриации моряков и выплаты компенсации в случае травмы или смерти члена экипажа.

– Соглашение между ECSA и ETF теперь имеет юридический статус, благодаря чему европейские судовладельцы обязаны будут обеспечить морякам «подушку безопасности» на случай непредвиденных обстоятельств. Теперь моряки не останутся без продовольствия и гарантированно смогут вернуться домой, – отмечают в Евросовете.

– Моряк и раньше имел право на репатриацию в случае расторжения или истечения контракта о найме, однако обязательного страхования – именно такая форма гарантий используется чаще всего – не было. И это вызывало проблемы, – отмечают в Российском профсоюзе моряков. – Раньше, когда судовладельцы оказывались не в состоянии выполнить свои обязанности, ответственность переходила на государство флага, администрацию порта, где находилось судно, или на государство, гражданами которого являются моряки. То есть все они в принципе могли организовать отправку экипажа домой и затем вернуть затраченные средства с компании. Однако всё это проходило слишком медленно. Вступившие в силу поправки позволяют в меньшей степени надеяться на добрую волю государства порта или флага и решать вопросы за счёт страховой компании: оплатить билеты домой, а в случае необходимости – проживание, питание, медицинскую помощь, одежду и другие разумные расходы. Благодаря поправкам процесс гарантированной репатриации стал гораздо быстрее. Но самое главное – моряки теперь могут получить задолженность по зарплате, пусть максимум за четыре месяца, но всё равно – это огромный шаг в деле защиты прав моряков. Важность этих изменений для моряков по всему миру очевидна.