Минтранс предложил закрепить импорт и экспорт отечественных грузов за российскими судами

Исключение предлагается сделать лишь для случаев, когда нужного типа флота у судовладельцев нет или он не может вывезти необходимые объемы груза в срок, но и тогда требуется специальное разрешение. Об этом сообщает «Коммерсантъ». По имеющейся информации, министерство планирует распространить новые нормы на нефть и нефтепродукты до конца 2023 года. Участники рынка отмечают пробелы в документе – по их мнению, в результате зарубежные компании будут покупать товар прямо на производстве и вывозить его как свой, фрахтуя иностранные суда.

Так, 18 мая министерство разослало на согласование в профильные ведомства правила выдачи разрешений на перевозки грузов как российских отправителей, так и получателей в морских портах РФ «судами, судовладельцами или бенефициарными владельцами которых не являются российские юридические лица». В документе говорится, что экспортные и импортные отправки через морские порты РФ должны выполняться судами российских юрлиц.

Исключения возможны, но только если требуется отсутствующий в России специализированный флот или перевозки нужно осуществить в сроки и в объемах, которые не могут быть обеспечены отечественными судами. В этих случаях нужно специальное разрешение Росморречфлота, которое получается на основании целого массива документов и действует только на время перевозки. Согласно предложенному порядку, ведомство должно направить в Российскую палату судоходства заявление на перевозку. Если за три дня от палаты или судовладельцев с бенефициарами – юрлицами из РФ не поступит информации о возможности осуществления перевозки российскими судами, считается, что ее нет. Что происходит, если бенефициарным владельцем выступает российское физлицо, а не юрлицо, в документе не сказано. Решение обязуются принять за пять дней.

В пояснительной записке к документу говорится, что в связи с санкционным режимом иностранные грузополучатели и российские грузоотправители отдают предпочтение при фрахтовании судов иностранным флагам и судовладельцам, что приводит к потерям доходов российских судоходных компаний и существенному снижению налоговых поступлений. Сообщается, что дальнейшее развитие ситуации может в конечном счете привести к прекращению деятельности судоходных компаний, их банкротству и утрате РФ контролируемого ею торгового флота.

В более ранней версии документа ограничения распространялись на грузы, перевозка которых морским или внутренним водным транспортом относится к деятельности, имеющей стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства – помимо прочего они включали нефть, уголь, руду, удобрения, СУГ и СПГ. Но на это были получены возражения, в том числе от Российского союза промышленников и предпринимателей, касающиеся доли иностранного флота в перевозках руды на дальние расстояния (100%), удобрений (95–97%), угля (97–98%).

В новом варианте от 18 мая Минтранс предлагает внести в перечень грузов, которые возит только российский флот, нефть и нефтепродукты, ограничив действие этой меры 31 декабря 2023 года. Некоторые представители отрасли считают, что цель документа –  закрепить перевозки российской нефти за «Совкомфлотом» и другими российскими пароходствами, однако на запрос «Коммерсанта» об этом ни в компании, ни в ведомстве не ответили.

Ряд участников рынка – против ограничительных мер, в первую очередь из-за нехватки российского флота: даже если речь идет только о нефти, судов может оказаться недостаточно.

Другой источник «Коммерсанта» среди трейдеров опасается остановки 90–95% экспорта российских грузов, прежде всего навалочных, при распространении ограничений на них. Даже если бы российского флота было достаточно, любое получение разрешения все равно замедляет процесс. По его словам, к тому же совершенно непонятно, как получить информацию про «российского бенефициара». Он может стоять за кипрским, бермудским или панамским судовладельцем, однако зачастую это скрытая информация, и все равно придется получать разрешение. Чтобы избежать трудностей, вполне вероятно, что груз будет продаваться с завода китайской или индийской компании, и она сама будет заказывать морскую перевозку – не российскими судами и без разрешений.

Российский профессиональный союз моряков отмечает, что в нашей стране действительно есть недостаток судовладельцев и флота. И на моряках это тоже отражается – многие из них не могут трудоустроиться в России и идут работать на иностранные суда. Поэтому сегодня особенно актуален вопрос создания подходящих условий для развития судоходства внутри страны.

По материалам kommersant.ru, фотография – mintrans.gov.ru