Госдума в первом чтении приняла законопроект о техническом менеджменте судов

Пленарное заседание, на котором рассматривался этот вопрос, прошло в четверг. Напомним, что законопроект предусматривает важное нововведение: появление в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации (КТМ РФ) и Кодексе внутреннего водного транспорта (КВВТ РФ) нового вида деятельности – технического управления судном. Некоторые аспекты этого документа вызывают беспокойство у Российского профессионального союза моряков: в частности, он создает предпосылки для появления трехсторонних трудовых отношений в сфере судоходства, разделяя обязанности судовладельца перед моряками. «В нынешней редакции законопроект не может быть поддержан РПСМ, – отметил председатель профсоюза Юрий Сухоруков. – Но мы готовы обсуждать его доработку во втором чтении и дали в свое время наши предложения».

С точки зрения профсоюза, один из проблемных вопросов в том, что в соответствии с ныне действующим законом, невыплаченная заработная плата моряка или расходы на репатриацию являются морским требованием к судовладельцу. Он отвечает по таким морским требованиям судном, которое является морским залогом и может быть арестовано в рамках судебного иска к судовладельцу. Новый законопроект тем временем предлагает поручить техническому управляющему не только техническое обслуживание судна, но и функции работодателя. Таким образом фактически предлагается разделить обязанности работодателя и судовладельца. При этом возникает неясность, кто именно отвечает перед моряком за его заработную плату, репатриацию и другие платежи.

В числе других спорных аспектов – тот факт, что согласно Конвенции о труде в морском судоходстве (КТМС) технический управляющий может быть судовладельцем, если взял на себя ответственность за эксплуатацию судна и выполнение всех норм КТМС. Однако об этом в подготовленном документе нет ни слова.

Кроме того, международная практика пошла по пути признания судовладельцем той компании, которая является управляющим по требованиям Международного кодекса по управлению безопасностью (МКУБ), что включает в себя и требования по техническому управлению судном. Такая позиция предусмотрена Рекомендацией 129 Международной ассоциации классификационных обществ (IACS) в силу полного совпадения определения судовладельца в КТМС и МКУБ. Российский морской регистр судоходства является членом IACS.

Сообщается, что авторы инициативы – члены комитета Госдумы по транспорту и строительству Виктор Дерябкин, Владимир Синяговский и зампредседателя комитета по финансовому рынку Антон Гетта. Сами разработчики мотивируют необходимость такого законопроекта тем, что нормы международного права позволяют судовладельцу по договору технического менеджмента привлекать стороннюю организацию, компетентную в области технического управления судами, а нынешняя редакция Кодекса торгового мореплавания «не предусматривает возможность отдельного технического менеджмента для судов под российским флагом», что приводит к расхождению между нормами КТМ и международными правилами «и ставит российских судовладельцев в неравное положение с иностранными судовладельцами».

По материалам ТАСС