ФПРМТ предложила пополнить перечень профессий, связанных с управлением транспортными средствами

27 ноября в удаленном режиме состоялось заседание Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК). В его ходе, помимо прочего, обсуждался проект постановления Правительства РФ «Об утверждении перечня работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств». Федерация профсоюзов работников морского транспорта (ФПРМТ) предложила дополнить перечень профессиями, которых в нем нет, и убрать из него те, которые регулируются другими документами.

Отметим, что перечень связанных с управлением транспортом работ существует уже давно – он был принят еще 19 января 2008 года постановлением Правительства РФ № 16. Однако в октябре этого года стало известно, что в рамках проведения «регуляторной гильотины», в задачи которой входит масштабный пересмотр действующих нормативно-правовых актов и отмена излишнего регулирования, он утратит силу с 1 января 2021 года.

Учитывая, что необходимость утверждения Перечня работников, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств предусмотрена статьей 329 ТК РФ, взамен признаваемого утратившим силу должен быть  принят новый нормативно-правовой акт, отвечающий принципам установления и оценки применения обязательных требований, определенных Федеральным законом от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации».

Такой проект постановления Правительства Российской Федерации был разработан в соответствии с планом мероприятий («дорожной картой») по реализации механизма «регуляторной гильотины». Им определен Перечень категорий работников, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, и которым не разрешается работа по совместительству, непосредственно связанная с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств.  Кроме того, для отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств устанавливаются особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий их труда. Таким образом документ несет в себе важные функции, напрямую связанные с безопасностью в транспортном секторе. Все это сделано для того, чтобы работники успевали достаточно отдыхать и безопасно для себя и других выполнять свой труд, ведь часто ошибки при управлении транспортом могут вести к критическим последствиям.

Первоначально Перечень планировали утвердить снова практически без изменений. В частности, сохранилась структура уже действующего документа и его деление на четыре раздела, среди которых: автомобильный, городской наземный электрический транспорт, промышленный транспорт, дорожное хозяйство; железнодорожный транспорт общего и необщего пользования, метрополитен; гражданская авиация; морской и речной транспорт.

Однако предложенный проект Перечня требовал корректировки в части дополнения наименований профессий и должностей, относящимся к морскому и речному транспорту. ФПРМТ предложила дополнительно внести в Перечень такие профессии, как моторист 1 и 2 класса, моторист (машинист) рефрижераторных установок, машинист котельной установки (кочегар) судна, моторист-матрос, моторист-рулевой, лебедчик-моторист, старший электрик, электрик 1 и 2 классов, оператор специальных устройств земснарядов, старший пожарный матрос, пожарный матрос, матрос-водолаз и боцман, а также такие должности, как оператор системы управления движением судов (СУДС), радиооператор глобальной морской службы спасения при бедствиях (ГМССБ), механик по судовым системам, механик рефрижераторный, командир земснаряда – механик, первый помощник командира земснаряда – первый помощник механика, помощник командира земснаряда – помощник механика, командир-механик земснаряда, первый, второй и третий помощник командира-механика земснаряда, помощник капитана по радиоэлектронике, помощник капитана по пожарной-технической части, помощник капитана по безопасности, помощник капитана по пассажирской части, начальник радиостанции (радиоспециалист).

 Кроме того, ФПРМТ предложил уточнить в Перечне некоторые наименования должностей службы капитана морского порта.

– Некоторые должности, имеющие отношение к членам экипажей рыболовных судов, напротив, предложили исключить из списка, – рассказала Наталья Бологова, заведующая отделом социально-трудовых отношений РПСМ. – Дело в том, что для плавсостава рыбопромыслового флота особенности регулирования режима и условий их труда установлены не на основании требований статьи 329 ТК РФ, а на основании требований статьи 100 ТК РФ как для работников, имеющих особый характер работы.

Замечания к проекту Перечня пришлось подготавливать в ограниченное время, поэтому ФПРМТ представила свои предложения, требующие первоочередного решения. Вместе с тем Федерация считает, что необходимо продолжить работу с учетом предложений работодателей по корректировке Перечня для определения устаревших и невостребованных профессий и должностей, а также внесения появившихся новых.

Предложения ФПРМТ были учтены Министерством транспорта РФ при корректировке проекта постановления. Обновленный Перечень был рассмотрен на заседании РТК и поддержан ее членами.

Также в ходе заседания комиссии обсуждались другие законопроекты, в частности, проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования мер ответственности за коррупционные правонарушения», которым предлагается освободить от ответственности должностных лиц в случае несоблюдения требований и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, если оно произошло вследствие независящих от них обстоятельств.

Обсуждался и проект федерального закона «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в части установления особенностей осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами на территории Российской Федерации в связи с подготовкой и проведением международных мероприятий и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов». Им предлагается отказаться от практики перечисления  в статье 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» международных мероприятий, для которых устанавливается упрощенный порядок найма иностранных граждан и вместо этого внести общую норму, позволяющую их упрощенный наем в рамках проведения международных мероприятий. Речь идет о неприменении требований о получении работником разрешения или патента, а также требования о соблюдении квот на выдачу приглашений для осуществления трудовой деятельности.

При этом Правительство РФ будет наделено полномочием по утверждению перечня международных мероприятий, их организаторов, периодов подготовки и проведения мероприятий, а также перечня объектов строительства, необходимых для проведения мероприятий.  Кроме того, Правительству предоставляется право устанавливать особенности привлечения и использования иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности на территории РФ работодателями и заказчиками работ (услуг), осуществляющими на основании договора с организаторами международных мероприятий выполнение работ (оказание услуг) по подготовке и (или) проведению таких мероприятий. Конфедерация труда России направила свои замечания и предложения в отношении этого законопроекта: его предложили дополнить формулировкой, обеспечивающей учет мнения РТК при реализации вводимых законопроектом новых полномочий Правительства Российской Федерации по принятию нормативных актов.

Речь шла и о проекте федерального закона «О внесении изменений в законодательство Российской Федерации в целях совершенствования проведения медицинских осмотров». Законопроект, в частности, предлагает ввести в Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» нормы, позволяющие проведение медицинских осмотров перед началом рабочего дня (смены, рейса), по окончании рабочего дня, а также в течение рабочего дня с использованием медицинских изделий, дистанционно передающих информацию о состоянии здоровья работников и позволяющий дистанционный контроль за ним.

– В первую очередь речь идет о людях, работающих в опасных условиях, – отметил первый заместитель председателя Российского профсоюза моряков Игорь Ковальчук. – Хотя есть нюанс – такое устройство теоретически позволяет следить за работниками, определяя его местоположение. Тем не менее, оно позволяет скорее получить сигнал и оказать помощь при ухудшении самочувствия работника, например, в шахте или в других труднодоступных местах.

Изменения, касающиеся дистанционных медицинских осмотров, планируются и в статьи 213 и 330.3 Трудового кодекса Российской Федерации.

На РТК рассматривались также вопросы, касающиеся, в частности, проектов постановлений Правительства РФ «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2020 года № 601 «Об утверждении Временных правил работы вахтовым методом», «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2020 года № 887 «Об особенностях правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в 2020 году», «Об определении потребности в привлечении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам, и утверждении квот на 2021 год» и другие.

По материалам КТР