Заседание РТК выделяется выступлениями сразу двух министров – Минфина и Минэкономики

В ходе заседания РТК 18 сентября 2017 года были рассмотрены проект федерального закона о повышении минимального размера оплаты труда (МРОТ), проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов (ПФР, ФСС РФ и ФОМС) на ближайшие три года, а также ряд иных законопроектов и проектов нормативных правовых актов.

Кроме того, членами РТК была заслушана информация о проекте федерального бюджета, об основных социальных параметрах прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на ближайшие три года и о проекте государственной программы, направленной на повышение производительности труда.

Состоявшееся заседание РТК выделяется выступлениями сразу двух министров – Минфина и Минэкономики – по вопросам, входящим в сферу их ответственности (о федеральном бюджете и об основных социальных параметрах прогноза социально-экономического развития РФ, соответственно).

Далее, информация в отношении рассмотренных вопросов в соответствии с повесткой заседания.

  1. О проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации в связи с повышением минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения».

Данным законопроектом с 1 января 2018 года планируется повысить МРОТ до 9489 рублей, что составляет 85 % от прожиточного минимума трудоспособного населения за II квартал 2017 г. Что является существенным повышением действующего МРОТ, который с 1 июля 2017 года МРОТ составляет 7800 рублей в месяц. Законопроект был представлен Минтрудом России.

Кроме того, согласно законопроекту МРОТ, начиная с 1 января 2019 года и далее, планируется сравнять МРОТ с размером прожиточного минимума трудоспособного населения по РФ за второй квартал предыдущего года. В связи с чем, устанавливается гарантия о сохранении размера МРОТ неизменным в случае снижения  показателя о прожиточном минимуме.

При этом законопроект предполагает сохранение состава действующей потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения на 2018-2020 гг., а Правительству РФ будет предоставлено право регулировать порядок установления величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации.  

Профсоюзная сторона РТК, в свою очередь, отметила необходимость установить МРОТ на уровне размера прожиточного минимума уже с 1 января 2018 года.

  1. О работе по подготовке приоритетной программы «Повышение производительности труда и поддержка занятости» и приоритетного проекта «Создание Федерального центра компетенций в области производительности труда».

Данная программа и приоритетный проект разработаны Минэкономразвития России и имеют целью повышение производительности труда и поддержку занятости.

Документы планируется реализовывать в период с 2018 по 2025 годы. Предполагается, что программа будет начата с охвата 15 субъектов и 150 предприятий. Данный охват планируется постепенно расширить до 85 субъектов и 850 предприятий к 2025 году.

Проект программы предполагает создание специализированного центра – Федерального центра компетенций в области производительности труда (на это направлен отдельный приоритетный проект). Данный центр будет осуществлять сбор информации о лучших практиках в области профессиональной квалификации, их анализом и распространением, а также координировать работу таких же центров на уровне субъектов.

Однако профсоюзная сторона выразила свои возражения против одной из составляющих данной государственной программы, которая предполагает внесение изменений в трудовое законодательство. Профсоюзная сторона отметила, что использованные в паспорте проекта формулировки не позволяют оценить, какие изменения планируются, а, следовательно, не может согласиться с тем, чего не может оценить. Также было отмечено, что трудовое законодательство не создает никаких препятствий для роста производительности труда.

В связи с тем, что данная программа требует финансирования из бюджета, вице-премьер О.Ю. Голодец, под председательством которой проходило заседание РТК, обозначила необходимость оценить последствия реализации данной программы с точки зрения роста благосостояния граждан, а не только интересов бизнеса.

  1. О проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части исключения дублирования полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны труда)

Данным законопроектом планируется внести изменения в ряд законодательных актов для исключения дублирования полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны труда.

Законопроект направлен на разграничение полномочий в сфере охраны труда между такими органами как Роструд, Роспотребнадзор, Ростехнадзор и Росздравнадзор. В связи с чем, предполагает определить Роструд уполномоченным органом, осуществляющим контроль в сфере охраны труда. Дополнительно, проектом вводится возможность зачета результатов специальной оценки условий труда (СОУТ) для целей производственного контроля, и наоборот.

Документ ранее уже рассматривался на заседании РТК 30 июня 2017 года, но в другой редакции.  В частности, его текст предполагал возложение на Роспотребнадзор обязанности согласовывать утверждаемые им федеральные санитарные правила с Минтрудом России, а на Минтруд России предполагалось возложить обязанность согласовывать с Роспотребнадзором методику проведения СОУТ.

Кроме того, законопроект предусматривал пересмотр федеральных санитарных норм и правил, устанавливающих санитарно-гигиенические требования к условиям труда в срок до 31 декабря 2022 года.

Однако эти нормы из представленного к заседанию РТК законопроекта были исключены из-за возражений Роспотребнадзора.

  1. О проекте федерального закона «О внесении изменений в статью 294 Трудового кодекса Российской Федерации».

Статья 294 Трудового кодекса РФ, в которую планируются изменения, регулирует труд сезонных работников. Законопроектом предполагается ввести в данную статью обязанность работодателя в текст трудового договора, заключаемого с такими работниками, включать условие, которое оговаривает, полагается ли работнику  оплата расходов по проезду к месту работы или нет.

  1. О проекте федерального закона «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.

Данный проект предполагает перенос сроков завершения перехода на прямые выплаты в связи со случаями временной нетрудоспособности с 2021 года на 2024 год. Изменения вносятся в федеральный закон, которым этот срок сейчас оговорен, а именно - в федеральный закон, которым осуществлена передача налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.

Принятие законопроекта мотивировано необходимостью уменьшить дефицит фонда ФСС РФ, в связи с тем, что переход на прямые выплаты требует возврата денежных средств из бюджета ФСС РФ работодателям на момент такого перехода.

  1. О проекте постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Данный проект предполагает внесение изменений в регулирование системы оплаты труда федеральных бюджетников. В частности, изменения планируется внести в Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 года N 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений», а также в Положение об условиях оплаты труда руководителей федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 2 января 2015 года № 2 «Об условиях оплаты труда руководителей федеральных государственных унитарных предприятий».

В первую очередь, изменения, вносимые в отмеченные нормативные правовые акты, касаются вопросов формирования предельного соотношения в оплате труда этой категории работников в тех организациях, для которых предусматривает6ся возможность устанавливать систему оплаты труда без учета предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы работников и средней заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров.

В частности вводится норма о форме принятия решения о предельном уровне соотношения среднемесячной заработной платы, а также о субъекте, уполномоченном устанавливать такое предельное соотношение. Предполагается, что для федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП) такое решение будет оформлено путем принятия нормативного акта учредителя, для остальных – нормативного акта федерального органа исполнительной власти или государственной корпорации, в ведении которых находятся соответствующие федеральные учреждения, а также нормативного акта федерального учреждения – главного распорядителя средств бюджета.

Одновременно вводится оговорка о дополнительном согласовании предельного уровня соотношения средней заработной платы в кратности 1 к 15 и выше и определяется лицо, с которым такое согласование необходимо провести.

Кроме того, проект предполагает распространение действующего  Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений (которым введены новые системы труда) на учреждения в ведении государственных корпораций. 

  1. О постановлении Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2017 года № 1080 «О внесении изменений в Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».

Принятым документом в действующий порядок осуществления федерального государственного надзора в сфере труда вводится требование об использовании проверочных листов в ходе плановых проверок. При этом содержится оговорка о том, что государственный инспектор труда ограничивается кругом вопросов, содержащихся в списке (перечне) контрольных вопросов. Такие списки (перечни) сейчас разрабатываются Рострудом.

Данное изменение введено на основании норм федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», которыми установлена возможность ввести в Положение о конкретном виде федерального государственного контроля (надзора) требования руководствоваться проверочными листами. После чего, для такого вида надзора требование руководствоваться проверочными листами становится обязательным.

Хотя в отмеченном законе ничего не говорится о запрете проверяющего выйти за пределы списка вопросов, тем не менее, такая норма появилась в действующем Положении, регулирующем порядок осуществления федерального государственного надзора в сфере труда. Что идет в разрез с требованиями Конвенции N 81 МОТ «Об инспекции труда», которая закрепляет право инспектора труда осуществлять любые проверки, контроль и расследования, которые они могут счесть необходимыми, чтобы удостовериться в том, что законодательные положения эффективно соблюдаются.

Соответствующие замечания Конфедерацией труда России (прилагаются) в адрес Минтруда России направлялись на стадии работы над этим проектом. Также  в этих замечаниях предлагалось дополнить проект формулировкой, гарантирующей право государственного инспектора труда выйти за пределы списка контрольных вопросов, если он сочтет это необходимым.

  1. О проекте постановления Правительства Российской Федерации «О признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР».

Данным проектом предполагается признать не действующими некоторые нормативные правовые акты СССР.

В рассмотренном проекте постановления Правительства РФ фигурирует перечень из шести актов СССР, запланированных к признанию недействующими в полном объеме, или в части. Акты принимались в период с 1929 года по 1990 гг., в числе прочих, по таким вопросам как: рабочее время и время отдыха, выплата заработной платы, совместительство.

До вынесения на заседания РТК в данном проекте фигурировал еще один документ - Постановление СНК СССР от 24 сентября 1929 г. «Об утверждении постановления о рабочем времени и времени отдыха в предприятиях и учреждениях, переходящих на непрерывную производственную неделю». Несмотря на год принятия, данный документ остается единственным, определяющим требование о продолжительности междусменного отдыха не меньше двойной продолжительности предыдущей смены. Аналогичное регулирование в Трудовом кодексе РФ отсутствует, в связи с чем, его отмена может повлечь ухудшение положения работников в части условий предоставления времени отдыха.

Данный документ был исключен из перечня нормативных правовых актов СССР, которые планируется признать недействующими в связи с возражениями КТР (прилагаются) и ряд других профсоюзов.

  1. О проекте постановления Правительства Российской Федерации «О переносе выходных дней в 2018 году».

Проект определяет перенос выходных дней в 2018 году и разработан в соответствии со статьей 112 ТК РФ в целях рационального использования работниками выходных и нерабочих праздничных дней.

Согласно проекту предполагается в 2018 году перенести следующие выходные дни:

  • с субботы 6 января на пятницу 9 марта;
  • с воскресенья 7 января на среду 2 мая;
  • с субботы 28 апреля на понедельник 30 апреля;
  • с субботы 9 июня на понедельник 11 июня;
  • с субботы 29 декабря на понедельник 31 декабря.

В результате переноса выходных дней в 2018 году планируются следующие дни отдыха:

  • с 30 декабря 2017 года по 8 января 2018 года;
  • с 23 по 25 февраля;
  • с 8 марта по 11 марта;
  • с 29 апреля по 2 мая и 9 мая;
  • с 10 по 12 июня;
  • с 3 по 5 ноября.

10. О проекте постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил информационного взаимодействия страховщика, страхователей, медицинских организаций и федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа».

Данным проектом постановления Правительства РФ планируется утвердить Правила информационного взаимодействия страховщика, страхователей, медицинских организаций и учреждений медико-социальной экспертизы по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа.

Предполагается, что формирование электронного листка нетрудоспособности будет осуществляться с письменного согласия застрахованного лица при условии участия медицинской организации и страхователя в системе информационного взаимодействия. При этом такая система будет осуществляться с использованием Федеральной государственной системы «Единой интегрированной информационной системы «Соцстрах», оператором которой является Фонд социального страхования РФ.

11. О проекте распоряжения Правительства Российской Федерации о внесении изменений в перечень дочерних организаций FIFA, дочерних организаций автономной некоммерческой организации «Организационный комитет «Россия-2018», а также контрагентов FIFA, конфедераций, национальных футбольных ассоциаций, которые вправе устанавливать работникам, трудовая деятельность которых связана с осуществлением мероприятий по подготовке и проведению в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, ненормированный рабочий день, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 2769-р.

Также членами РТК был рассмотрен проект распоряжения Правительства РФ, предполагающий включение еще одного юридического лица в перечень организаций, которые вправе устанавливать ненормированный рабочий день работникам, трудовая деятельность которых связана с осуществлением мероприятий по подготовке и проведению в России чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года. Таким юридическим лицом является Host Broadcast Services (HBS) AG (Акционерное общество «Хост Бродкаст Сервисез (Эйч Би Эс) АГ), Швейцария. О его включении в перечень поступило обращение FIFA.

12. О проекте федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.

В своем выступлении Министр финансов РФ А.Г. Силуанов обозначил в числе основных целей, на которые направлен бюджет, следующие: поддержка экономического роста; снижение зависимости бюджета от цен на нефть и газ; выполнение социальных обязательств, что предполагает их индексацию; сохранить уровень налоговой нагрузки при одновременном повышении качества собираемости налогов за счет улучшения качества налогового администрирования.

Наиболее весомыми строчками расходов федерального бюджета обозначены такие как: национальная оборона, социальная, а также национальная политика. При этом, в социальной части планируемых расходов федерального бюджета можно отметить небольшой рост расходов в отношении таких сфер как образование, социальная политика. Снижение расходов предполагается в отношении таких сфер как культура и кинематография, здравоохранение, физическая культура и спорт.

13. Об основных социальных параметрах прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.

Министр экономического развития РФ М.С. Орешкин отметил позитивные тенденции в сфере экономического развития за январь-июль 2017 года, на уровне выше тех, что министерство ожидало в апреле 2017 года, когда работало над проектом своего прогноза.

Традиционно, прогноз представлен в трех вариантах - базовый, консервативный и целевой. Исходя из базового варианта, осуществляется планирование федерального бюджета. Целевой прогноз предполагает более благоприятные условия для развития российской экономики. В основе консервативного варианта лежит предпосылка о более существенном замедлении мирового экономического роста по сравнению с базовым и целевым вариантами.

При этом, все варианты прогноза предполагают прогноз по инфляции в пределах 4 %, реализацию бюджетной политики исходя из цены на нефть в размере $40 за баррель. Также учитывается условие о предполагаемом сохранении санкционных мер в отношении Российской Федерации.

Во все три варианта прогноза закладывается рост реальной заработной платы. При этом максимальный рост этого показателя 3,9 % предполагается в 2018 года базовым и целевым вариантами, а минимальный - консервативном в 2019 году (в размере 0,2%). При этом прогноз в части реальных располагаемых доходов населения отстает от реальных заработных плат. Так, максимальный рост располагаемых доходов населения в следующие три года ожидается в размере 2,3 % в 2018 году в целевом варианте прогноза.

Позитивный прогноз в части роста реальных заработных плат министр объяснил повышенным спросом на рабочую силу в связи с ростом экономики, что происходит на фоне безработицы на низких уровнях (по прогнозу к 2020 году снизится до уровня 3,7 %), а также предполагаемого снижения рабочей силы из-за демографических тенденций в России.

Также на рост реальных заработных плат в 2018 году будет влиять необходимость выполнить «майские» указы Президента РФ в части повышения оплаты труда отдельных категорий бюджетников.

  1. О проекте федерального закона «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.

Проект данного бюджета планируется дефицитным, при этом предполагает сохранение действующих тарифов. Одновременно в бюджет ПФР закладывается сокращение трансфертов Пенсионному фонду России из федерального бюджета.

При формировании доходной части сохраняется продление моратория на перечисление страховых взносов на накопительную пенсию на весь период прогноза.

При этом в проект бюджета ПФР заложена ежегодная индексация осуществляемых фондом выплат. Однако в отношении работающих пенсионеров индексация пенсий бюджетом не предусматривается.

Со стороны профсоюзной стороны выражено несогласие с таким решением в отношении работающих пенсионеров, поскольку они продолжают не только работать, но и продолжают осуществлять отчисления в пенсионную систему. Тем самым, значительно ухудшается положение работающих пенсионеров по сравнению с неработающими пенсионерами в части реализации уже сформированных пенсионных прав.

  1. О проекте федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.

Данный законопроект предполагает значительное увеличение дефицита бюджета ФСС РФ к концу периода (т.е. к 2020 г.), хотя и при профиците бюджета в части средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. При этом основной рост дефицита предполагается в 2019 году, а в 2020 году предполагается незначительное его снижение.

Также из проекта бюджета видно сохранение практически на неизменном уровне профицита бюджета в части средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний сохраняется на протяжении периода 2018-2020 гг. Однако в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности предполагается рост дефицита, что обеспечивает рост дефицита  бюджета ФСС РФ в целом.

Кроме того, проект предполагает перенос сроков завершения перехода на прямые выплаты в связи со случаями временной нетрудоспособности с 2021 года на 2024 год. При этом тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний планируется сохранить путем принятия соответствующего федерального закона.

Общим замечанием к формированию бюджета ФСС РФ и со стороны профсоюзов, и со стороны работодателей выражено отрицательное мнение в отношении предлагаемого использования остатков средств по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на финансирование дефицита бюджета фонда в части обязательного социального страхования на случаи временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Более того, поскольку данное мнение в июне 2017 года от двух сторон РТК выражалось в ходе подготовки проекта бюджета ФСС РФ, но не было учтено, то обе стороны отметили нарушение принципов социального партнерства в ходе разработки законопроекта в этой связи.  Кроме того, стороной профсоюзов, и стороной работодателей выражена позиция о том, что в случае использования остатка средств обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний без учета мнения сторон социального партнерства, такое решение должно приниматься в качестве временной меры только на 2018 год без пролонгации на 2019-2020 годы и предусматривать возврат этих средств.

16. О проекте федерального закона «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».

Проектом предполагается сохранить действующий уровень тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

17. О проекте федерального закона «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.

Данный бюджет также как и бюджеты ПФР и ФСС РФ предполагает наличие дефицита, в связи с чем, закладывается необходимость межбюджетного трансферта из федерального бюджета.

Расходная часть бюджета предполагает осуществление субвенций бюджетам территориальных органов ОМС, за счет которых, в частности, планируется обеспечить в периоде 2019 и 2020 годов ежегодное (с 1 января) повышение заработной платы медицинских работников на индекс потребительских цен (на 4%).