Профсоюзная сторона не поддержала проект ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленного на создание программы долгосрочных сбережений

30 июня состоялось очередное заседание Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК), на котором обсуждались законопроекты об исполнении Федерального бюджета в 2022 году, создании программы долгосрочных сбережений,  ожидаемом периоде выплаты накопительной пенсии на 2024 год , изменениях в статью 236 ТК РФ, которыми предлагается уточнить порядок выплаты компенсации за задержку заработной платы и иных выплат, причитающихся работнику.  Также были рассмотрены проекты основных характеристик бюджетов Социального фонда России и Фонда обязательного страхования на период 2024-2026 годы, постановления, устанавливающего особенности учёта поступивших в I квартале 2023 года взносов в целях защиты прав членов лётных экипажей воздушных судов гражданской авиации на доплату к пенсии, проект постановления о переносе выходных дней в 2024 году и другие.

О проекте федерального закона «Об исполнении Федерального бюджета за 2022 год»
В соответствии с законопроектом и представленным к нему материалам,  доходы федерального бюджета в 2022 году составили 27 824 392,9 млн рублей (планировалось 25 021 905,1 млн рублей; расходы – 31 118 915,4 млн рублей (планировалось 23 694 227,5 млн рублей); дефицит 3 294 522,5 млн рублей (планировался профицит 1 327 677,7 млн рублей).

При этом в составе доходов нефтегазовые доходы составили 11 586 216,0 млн рублей (планировалось 9 542 624,8 млн рублей), ненефтегазовые составили 16 238 176,9 млн рублей (планировалось  15 479 280,3 млн рублей).

Наибольший удельный вес в составе общего объёма доходов занимают НДПИ (включая ненефтегазовую часть) – 39,0%, НДС – 34,3% (в том числе НДС внутренний – 23,3%, НДС ввозной – 11,0%) и таможенные пошлины и сборы – 12,0%.

В структуре консолидированного бюджета доля страховых взносов на обязательное социальное страхование составила 17,7%, и в общем объёме консолидированных доходов занимает третье место после доходов от налогов, сборов и регулярных платежей за использование природными ресурсами (23,9%) и налогов на прибыль, доходы (22,8%).

В расходах бюджета отражены меры по финансовому обеспечению реализации 13 национальных проектов (программ) и Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (далее – национальные проекты).

Большая доля программного финансирования на национальные проекты приходится на национальный проект «Демография» (22,6 %), национальный проект «Безопасные качественные дороги» (14,8%), комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (транспортная часть) (14,1%) и национальный проект «Здравоохранение» (11,3%).

О проекте основных характеристик бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов

В соответствии с представленными материалами доходы бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2024 год планируются в сумме 15 964,3 млрд руб., на плановый период 2025 и 2026 годов –  соответственно: 16 899,1 и 18 011,1 млрд рублей.

В составе доходов межбюджетные трансферты из федерального бюджета в бюджет СФР предусмотрены на 2024 год в объёме 5 912,8 млрд руб., на плановый период 2025 и 2026 годов в объёме 6 107,8 млрд руб. и 6 428,1 млрд руб. соответственно.

Расходы бюджета СФР на 2024 год определены в размере 15 826,3 млрд руб., на плановый период 2025 и 2026 годов – соответственно: 16 781,3 и 17 817,4 млрд рублей.

Объем профицита бюджета СФР в 2024-2026 годах планируется в размере 138 млрд рублей, 117,9 млрд рублей, 193,7 млрд рублей соответственно.

В пояснениях к проекту основных характеристик бюджета СФР сообщается, что в бюджет СФР закладывается размер индексации страховых пенсий неработающих пенсионеров с 1 января 2024 года на 5,3 %, в 2025-2026 годах с 1 февраля на 4,0 %.

При этом среднегодовой размер страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров ожидается в 2024 году – 22 772 рубля, что составит 177,1 % к прожиточному минимуму пенсионера (далее - ПМП), в 2025 году – 24 120 рублей (173,7% к ПМП), в 2026 году – 25 690 рублей (170,7% к ПМП).

Также планируется ежегодное с 1 апреля увеличение размеров социальных пенсий с учётом прогнозных темпов роста прожиточного минимума пенсионера за предыдущий год: в 2024 году на 4,0%, в 2025 году – на 8,0%, в 2026 году – на 8,4 %.

Одновременно Минтруду России предложено рассмотреть возможность внесения изменений в нормативные правовые акты с целью использования резерва средств на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на предупредительные меры, направленные на снижение производственного травматизма и профессиональных заболеваний в случае необходимости.

Стороны отметили отсутствие в проекте основных характеристик бюджета СФР индексации финансовых средств на технические средства реабилитации и их недостаточность в текущих условиях, что, по мнению сторон РТК, требует уточнения при формировании бюджета фонда.

Координаторам сторон Комиссии, представляющим общероссийские объединения профсоюзов и общероссийские объединения работодателей, предложено в недельный срок направить в секретариат РТК замечания и предложения к проекту основных характеристик бюджета фонда, а секретариату РТК поручено направить указанные замечания и предложения для рассмотрения в Минтруд России и СФР.

О проекте основных характеристик бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов

В соответствии с представленными материалами общий объем доходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее – ФОМС) прогнозируется на 2024 год в сумме 3 549,8 млрд рублей, на 2025 год – 3 789,0 млрд рублей, на 2026 год – 4 088,3 млрд рублей.

Расходы ФОМС прогнозируются на 2024 год в размере 3 543,9 млрд рублей, на 2025 год – 3 819,0 млрд рублей, на 2026 год – 4 109,1 млрд рублей. В 2026 году прогнозируется дефицит бюджета ФОМС в размере 55,5 млрд рублей.

Прогноз поступлений страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения оценивается на 2024 год в сумме 2 031,2 млрд рублей, на 2025 год – 2 183,6 млрд рублей, на 2026 год – 2 346,2 млрд рублей.

При этом поступления страховых взносов на неработающее население прогнозируются на 2024 год в размере 1 009,2 млрд рублей, на 2025 год – 1 077,1 млрд рублей, на 2026 год – 1 142,9 млрд рублей.

                В ходе обсуждения представителем ФОМС обращено внимание, что дефицит образуется в связи с отсутствием межбюджетного трансферта из федерального бюджета на проведение медицинской реабилитации. В связи с чем, отмечена необходимость дополнительно увеличить объём межбюджетных трансфертов на эти цели.

Одновременно стороны РТК, представляющие общероссийские объединения профсоюзов и общероссийские объединения работодателей, поддержали предложение ФОМС о целесообразности увеличения объёма межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на проведение медицинской реабилитации с учётом прогнозных показателей по темпу роста заработной платы, индекса потребительских цен, а также включения в прогнозируемый объем новых субъектов Российской Федерации.

                Координаторам сторон РТК, представляющим общероссийские объединения профсоюзов и общероссийские объединения работодателей, предложено в недельный срок направить в секретариат РТК замечания и предложения к проекту основных характеристик бюджета фонда, а секретариату РТК поручено направить указанные замечания и предложения для рассмотрения в Минздрав России и ФОМС.

О проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленного на создание программы долгосрочных сбережений

Законопроектом в отдельные законодательные акты, устанавливающие правовой статус негосударственных пенсионных фондов, вводится новый вид их деятельности – формирование долгосрочных сбережений граждан. Предполагается, что участие граждан в формировании долгосрочных сбережений будет осуществляться на добровольной основе.

Изменениями устанавливаются условия договора долгосрочных сбережений, основания и порядок выплаты долгосрочных сбережений, порядок передачи сформированных долгосрочных сбережений из одного НПФ в другой НПФ и другие вопросы.

Для назначения и выплаты фондом периодических выплат по договорам долгосрочных сбережений необходимы два условия: достижение возраста 60 лет (для мужчин) или 55 лет (для женщин) и истечение 15 лет с наиболее ранней даты заключения договора долгосрочных сбережений в пользу участника.

Периодические выплаты по договору долгосрочных сбережений по выбору участника назначаются фондом пожизненно (пожизненные периодические выплаты) либо на срок не менее 10 лет (120 месяцев) со дня её назначения (срочные периодические выплаты).

Также законопроектом предусматривается право гражданина принять решение о переводе средств пенсионных накоплений на его счёту в НПФ в части накопительной пенсии в качестве взноса по договору долгосрочных сбережений, а также софинансирование государством долгосрочных накоплений в период 2024 – 2026 годов. Предельный размер софинансирования определён в размере до 36 тыс. рублей в год.

По итогам обсуждения законопроекта сторона профсоюзов не поддержала проект федерального закона в представленной редакции. В свою очередь, сторона работодателей, поддержала в основном проект федерального закона с учётом предложений, направленных в Минфин России для учёта в качестве поправок при подготовке законопроекта ко второму чтению в Государственной Думе.

Одновременно члены РТК отметили, что проект федерального закона был внесён в Государственную Думу с нарушением Регламента Правительства РФ без рассмотрения его на заседании РТК.

Была отмечена необходимость обсуждения на заседаниях рабочей группы и РТК подзаконных актов, разрабатываемых в целях создания программы долгосрочных сбережений в рамках реализации соответствующего законопроекта. В связи с чем Минфину России предложено направлять по мере готовности в секретариат Комиссии подзаконные акты к указанному проекту федерального закона для рассмотрения на заседаниях рабочей группы.

О проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 236 Трудового кодекса Российской Федерации»
Законопроектом изменения предлагаются в статью 236 ТК РФ, которая регулирует вопросы материальной ответственности работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику.

Сейчас материальная ответственность работодателя наступает при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, в отношении не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчёта включительно.

Изменениями предлагается внести уточнение, которым не выплаченные в срок суммы, в отношении которых должна быть выплачена денежная компенсация, разделяются на два вида: 1) начисленные, но не выплаченные в срок; 2) не начисленные своевременно суммы.

Для не начисленных своевременно сумм предполагается началом срока, за который полагается денежная компенсация, считать день, следующий за днём, когда в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом и трудовым договором эти суммы должны были быть выплачены при своевременном их начислении.

Изменение подготовлено в целях реализации постановления Конституционного Суда РФ от 11 апреля 2023 года № 16-П, которым часть 1 статьи 236 признана частично не соответствующей Конституции РФ, в той мере, в какой по смыслу, придаваемому ей судебным толкованием, данная норма не обеспечивает взыскания с работодателя процентов (денежной компенсации) в случае, когда полагающиеся работнику выплаты не были начислены своевременно, а решением суда было признано право работника на их получение (далее – постановление КС РФ от 11 апреля 2023 года № 16-П).

О проекте федерального закона «Об ожидаемом периоде выплаты накопительной пенсии на 2024 год»

В соответствии с законопроектом, ожидаемый период выплаты накопительной пенсии, применяемый для расчёта её размера, на 2024 год предлагается установить продолжительностью 264 месяца, то есть 22 года. Таким образом, по сравнению с 2023 годом ожидаемый период выплаты не меняется.

Продолжительность ожидаемого периода выплаты определена в соответствии с методикой оценки ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии, утверждённой постановлением Правительства РФ от 2 июня 2015 года № 531, на основе данных Росстата о количестве мужчин и женщин, достигших возраста 60 и 55 лет, соответственно, и ожидаемой продолжительности их предстоящей жизни, которая составила 16,71 и 26,08 лет, соответственно.

Показатель ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии используется в целях определения размера накопительной пенсии и корректировки размера накопительной пенсии.

О постановлении Правительства Российской Федерации от 26 июня 2023 г. № 1022 «Об особенностях определения размера отношения среднемесячной суммы взносов, поступивших в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в I квартале 2023 года от плательщиков взносов, использующих труд членов лётных экипажей воздушных судов гражданской авиации, к сумме средств, необходимых для финансирования доплаты к пенсии на выплатной период май – июль 2023 года»

Постановление принято в целях реализации прав членов лётных экипажей воздушных судов гражданской авиации на дополнительное социальное обеспечение, установленное в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2001 года № 155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов лётных экипажей воздушных судов гражданской авиации».

Постановление предполагает учёт во взносах за I квартал 2023 года взносов, поступивших в СФР в мае 2023 года, в расчёте доплаты к пенсии членов экипажей ВС ГА на выплатной период май – июль 2023 года. Тогда как Федеральным законом № 155-ФЗ установлено, что размер доплаты к пенсии членов экипажей ВС ГА исчисляется поквартально и зависит от отношения среднемесячной суммы взносов, фактически поступивших в СФР, в предшествующем квартале, к сумме средств, необходимых для финансирования доплаты к пенсии.

Постановление подготовлено по итогам заседания РТК 28 апреля 2023 года, в ходе которого представителем ПЛС была поставлена проблема снижения доплаты к пенсии членов экипажей ВС ГА, начиная с января 2023 года, так как ФНС не перечислила в СФР в полном объёме дополнительные взносы, отчисляемые работодателями доплаты к пенсии членов экипажей ВС ГА в рамках Федерального закона № 155-ФЗ.

О проекте постановления Правительства Российской Федерации «О переносе выходных дней в 2024 году»

Проектом постановления предлагается выходные дни, совпадающие с нерабочими праздничными днями 6 и 7 января, перенести на 10 мая и 31 декабря соответственно. Также предлагается перенести дни отдыха с субботы 27 апреля на понедельник 29 апреля, с субботы 2 ноября на вторник 30 апреля, с субботы 28 декабря на понедельник 30 декабря.

Таким образом, в 2024 году будут следующие дни отдыха: с 30 декабря 2023 г. по 8 января 2024 г.; с 23 по 25 февраля; с 8 по 10 марта; с 28 апреля по 1 мая и с 9 по 12 мая; 12 июня; с 3 по 4 ноября; с 29 по 31 декабря.

О проекте постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребёнком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»

Изменения предлагаются в Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребёнком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утверждённые постановлением Правительства РФ от 11 сентября 2021 года № 1540.

Согласно изменениям предполагается не учитывать при расчёте пособия по временной нетрудоспособности период приостановления действия трудового договора в соответствии со статьёй 351.7 Трудового кодекса РФ или приостановления прохождения государственной гражданской службы на основании статьи 53.1 Закона о госслужбе. То есть из периода расчёта – 730 дней – будут исключаться календарные дней, приходящихся на период приостановления действия трудового договора или приостановления прохождения государственной гражданской службы.

Также устанавливается ограничение в отношении максимальных сумм выплат, в соответствии с которым средний дневной заработок для исчисления пособия по временной нетрудоспособности не может превышать величину, определяемую путём деления на 730 суммы предельных величин базы для начисления страховых взносов.

Проект постановления направлен на реализацию ранее внесённых изменений в Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».