Травма, полученная на борту, подлежит расследованию судовой комиссией

Если на судне произошел несчастный случай, то моряк должен быть уверен, что сможет доказать: травму он  получил именно в рейсе. Запись в судовом журнале о месте и времени инцидента, а также копия рапорта, адресованная капитану судна от пострадавшего с подписью свидетелей – то, что необходимо сделать в первую очередь. В противном случае моряк рискует попасть в ситуацию, в которой оказался матрос с танкера «Аватар».

Сегодня в Дальневосточную региональную организацию Российского профсоюза моряков обратился член РПСМ с просьбой разобраться в трудовом конфликте, который произошел после получения травмы на судне. Он рассказал, что устроился на «Аватар» 13 апреля 2020 года. Через несколько дней, 17 апреля, в заливе Терпения в Охотском море с ним произошел несчастный случай.

– При выполнении швартовых работ на мокрой палубе в условиях качки моряк оступился –  левая нога попала между труб на грузовой палубе, – пояснил председатель ДВРО РПСМ Николай Суханов. –  Почувствовав сильную боль, он упал. Коллеги перенесли его в каюту, где второй помощник сделал обезболивающий укол. Больше никакой медицинской помощи ему не оказывали.

Когда судно прибыло во Владивосток, моряк самостоятельно добрался до травмпункта. Там ему диагностировали перелом и наложили гипс. Информацию об этом матрос сразу довел до сведения отдела кадров судоходной компании. Дальнейшее лечение проходило по месту жительства в стационаре, а после – амбулаторно.

По словам матроса, как позже выяснилось, капитан танкера «Аватар» не отразил в документах факт получения травмы на борту и, соответственно, не провел расследования.

– Запись в судовой журнал о несчастном случае на борту не внесли, – отметил Николай Суханов. – В свою очередь моряк не подал рапорт на имя капитана, свидетели нигде не указаны. Сотрудники отдела кадров также проигнорировали сообщение своего работника о переломе. По итогу – акт по форме Н-1 составлен не был, и больничные листы, представленные моряком работодателю, не оплачены. Более того – судовладелец заявил, что никаких несчастных случаев на борту не происходило.

На сегодняшний день благодаря действиям, предпринятым ДВРО РПСМ, акт по форме Н-1 все-таки оформили – недавно его передали моряку. Также профсоюзный юрист Василий Савельев составил исковое заявление от моряка в Находкинский городской суд для возмещения морального вреда на сумму 500 тысяч рублей.

Российский профсоюз моряков напоминает, что если член экипажа в период работы по контракту получил производственную травму, то он обязан (если находится в сознании и имеет возможность) сообщить о своей травме своему непосредственному начальнику, то есть капитану. В сроки, оговоренные в коллективном договоре, законе страны флага судна, но не более трех суток, травма подлежит расследованию судовой комиссией под руководством капитана. По результатам расследования моряку на руки выдается один экземпляр акта (форма «Н­-1» либо accident report по форме, установленной страховой компанией) на языке, понятном моряку.

Помните, что судоходная отрасль – отрасль повышенной опасности, поэтому важно беречь себя и знать свои права.